Сайт журналиста Владимира Шака


Как пилот Игорь Полунин увел горящий МиГ-25 от Запорожья




Ровно 30 лет назад, 9 ноября 1990 года, покинул Запорожье, где базировался с 1945 года, 738-й истребительный полк ПВО – воинская часть 42107. С берегов Днепра он был переброшен в Казахстан - со всей техникой: 32-мя боевыми самолетами и 6-ю учебно-боевыми. А через два года полк вообще прекратил свое существование. Однако остались люди, которые служили в полку и которые – их семьи, были связаны с ним. И каждый год 19 ноября, в день полка, они собираются в Запорожье, чтобы вспомнить… свою молодость. Соберутся и нынче, конечно же. Будут говорить о многом, в том числе и о пилоте Игоре Полунине, который однажды… спас Запорожье. Как это было, мне на днях рассказала член женсовета в/ч 42107 Тамара АВРАМЕНКО. Пересказываю рассказанное ей.
Навсегда запомнила день 13 мая 1987 года семья летчика Игоря Полунина. События того – уже далекого, майского дня остались и в памяти его сослуживцев по 738-му истребительному полку ПВО воинской части 42107 Запорожского гарнизона.
Игорь Полунин, летчик первого класса, готовился к ночным полетам. Привычная для пилота работа. Поцеловав жену и дочку, вышел из дома. Прохладный ветерок забрался за ворот куртки, взбодрил. Шагая улицами сонного гарнизона, он думал о том, что скоро их, Полуниных, станет четверо: жена Наталия должна была вот-вот родить. На стоянке, готовый к полету, поджидал истребитель-перехватчик МиГ-25ПД. Тогда пилот и представить не мог, что идет навстречу серьезному испытанию, смертельной опасности…
Закончены предполетные формальности, МиГ вырулил на взлетную полосу, руководитель полетов дал разрешение на взлет. Разбежавшись по бетонке, самолет легко оторвался и стал набирать высоту. Но уже на взлете, на высоте в 600 метров, внезапно загорелся двигатель. Это потом специальная комиссия назовет причину пожара: обломок лопатки турбины левого двигателя пробил топливный бак, возгорание произошло мгновенно. Но тогда Игорь не знал, что лопатку оторвало перед отрывом самолета от полосы, и он поднимал в воздух уже загоревшуюся машину. В заключительном акте комиссии будет указано: «Причина возгорания – конструктивно-производственный недостаток». А в небе, на критической для полета высоте, нужно было принимать решение. Счет шел на секунды. Игорь знал, что внизу, под ним, город, люди отдыхают после трудового дня. Нельзя допустить, чтобы горящая махина обрушилась и унесла чьи-то жизни. На какую-то долю секунды мелькнули родные глаза Наташки, ее теплый, нежный взгляд. А огонь уже со всех сторон пожирал корпус. И с земли неслась команда:
- Прыгай! Прыгай! - руководитель полетов крыл пилота крепким словцом.
А тот не слышал - связь была прервана.
Находившиеся в запорожском небе летчики, тоже выполнявшие полетную задачу, и все, кто был в это время на стоянке, в едином порыве орали:
- Полуха, прыгай! – словно на оставшейся высоте в 400 метров он мог их расслышать.
Все понимали: погасить огонь на самолете невозможно. Тем не менее, Игорь Полунин, пилот от бога, летчик-профессионал, сделал все, что мог: отключил левый двигатель, а правый поставил на «стоп», привел в действие систему пожаротушения. Но погасить огонь не удалось. Тогда летчик направил горящую машину в сторону кушугумского залива, надеясь, что горящий МиГ упадет в воду. «Отставить панику! Во что бы то ни стало увести самолет подальше, на безопасное для жизни людей расстояние», - сам себе отдал приказ Игорь. И, только убедившись, что никто не пострадает, покинул уже не управляемую пылающую машину. А, спускаясь на парашюте, успел заметить: поток воздуха развернул МиГ в сторону поселка Балабино, и тот рухнул на дальние огороды, не причинив вреда людям.
Выехавшая на место катастрофы поисковая служба пилота не обнаружила. Стоянка гудела, ребята волновались: «Как сообщить семье? Как воспримет известие супруга? Она ждет ребенка, последствия могут оказаться непредсказуемыми».
…Придя в себя, Игорь, глянув на часы [стрелки показывали 23.15], направился в часть пешком. Шел по дороге навстречу транспорту. Увидев огонек дальнего света, поднял руку и остановил «ГАЗик», оказавшийся милицейским.
На нем пилота и доставили в гарнизон.
*
Между прочим, в том же 1987 году, 19 июня, в Запорожской области – в аэропорту города Бердянска, потерпел катастрофу еще один самолет - гражданский Як-40 компании «Аэрофлот». На месте авиационного происшествия погибли 5 пассажиров, в больнице скончались 2 бортпроводника и один пассажир, остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы различной тяжести.



Создан 09 ноя 2020