Сайт журналиста Владимира Шака


Как летчик из Бердянска, попав в плен к немцам, угнал у них самолет




Герой Советского Союза, командир эскадрильи 4-го авиаполка дальней разведки Главного Командования Красной Армии, капитан Михаил Конкин родился в городе на берегу Азовского моря 25 июля 1915 года. Там же, в Бердянске, прошло его детство, а в семилетней трудовой школе имени Красного профинтерна №2 он учился [теперь это бердянская общеобразовательная школа первой-третьей ступеней №2]. В 1936 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. В бой с немцами вступил в июне 1941 года. А 11 июля 1942 года на бердянца было подготовлено представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза.  Предлагаю заглянуть в него.Цитирую:

«Имеет 70 боевых, успешно выполненных вылетов на самолетах на самолётах Пе-2 и Пе-3; из них 40 - на разведку глубокого тыла противника»,

«боевые вылеты на задания, большей частью, сопровождаются штурмовкой расположения войск противника. От бомбометания и пулеметного огня были истреблены сотни немецких оккупантов; уничтожены 30 танков, 52 автомашины. Кроме этого, он сбил три самолета противника. Летая на разведку, представлял и представляет для Главного командования Красной Армии ценные сведения о расположении баз, аэродромов противника, о передвижении войск по железным и шоссейным дорогам, составе его группировки, что дает возможность делать соответствующие выводы и срывать коварные планы врага. При выполнении боевых заданий четыре раза был сбит; три раза на горящем самолете, рискуя жизнью, перетягивал через линию фронта и производил посадку на своей территории, хотя и получал при этом ожоги»,

«7 апреля 1942 года над городом Харьковом, во время разведки, на высоте 7500 метров был атакован немецкими истребителями Хе-113. Вступив в неравный бой, геройски дрался с четырьмя самолетами противника. В результате боя был сбит один Хе-113, а его самолет Пе-3 загорелся; штурман тяжело ранен и потерял сознание. Сам же тов. Конкин, будучи обожженным, не потерял самообладания; задыхаясь в горящей машине, все же перетянул линию фронта и произвел посадку на своей территории. После посадки извлек из горящего самолета штурмана, оказал ему первую помощь. И потерял сознание. Обоих колхозники доставили в ближайший полевой госпиталь»,

«представлен к внеочередному воинскому званию «капитан», повышен в должности и назначен командиром эскадрильи. Его эскадрилья продолжает громить немецких захватчиков. Особое внимание при этом тов. Конкин уделяет вопросу совершенствования техники пилотирования летным составом эскадрильи. Сам командир отлично владеет самолетами Пе-2, Пе-3 и Аэрокобра [американский истребитель, поставлявшийся по ленд-лизу, - уточн. автора]. Личным примером воодушевляет личный состав эскадрильи и полка в целом на героические подвиги в борьбе за честь и независимость своей Родины. Достоин присвоения звания Герой Советского Союза».

Звание Героя храброму летчику из Бердянска будет присвоено 23 ноября 1942 года.

После войны вместе со своим авиационный полком Михаил Конкин передислоцировался в Ереван. В 1948 году – в звании майора, по болезни ушел в запас, жил и работал в Луганске. Там и умер 15 мая 1960 года. Похоронили Героя на центральной аллее городского кладбища [возле автовокзала]. И вот еще что я узнал о летчике из материалов, которые бережно хранятся в школе №2 города Бердянска [в ней будущий Герой, напомню, учился семь лет  - по 1930-й год включительно, а теперь о нем напоминает мемориальная доска, установленная в его честь на школе]: «В конце 1944 года, возвращаясь с боевого задания, экипаж капитана Михаила Конкина вступил в воздушный бой с несколькими немецкими истребителями. Машина бердянца была подбита и загорелась. Штурман и воздушный стрелок погибли, а раненый капитан выпрыгнул с парашютом, когда на нем уже тлела одежда. Попав в плен, на допросах выдал себя за штурмана и судьба его пощадила: он  остался в живых и был направлен на фашистский аэродром – вместе с другими военнопленными, в качестве обслуги. Немцы даже переодели пленных в униформу. А мысль о побеге неотступно терзала сердце. И Герою повезло: подготовив однажды самолет к вылету, фашистский пилот отвлекся на мгновение, но этого было достаточно, чтобы Михаил вскочил в кабину. Взлетев, взял курс на линию фронта, несмотря на погоню немецких истребителей. Вырвавшийся из плена, он мчался к своим. А свои… открыли огонь – это же был немецкий самолет. Михаил все же благополучно посадил машину между окопами и, смахивая слезы радости, твердил: «Я свой! Я советский летчик!»

Если честно,  очень трудно понять, как Герой за считанные мгновения сориентировался в кабине незнакомого – немецкого самолета, но факт остается фактом: он таки его угнал. В семье летчика, к слову, иногда воспроизводят его собственный рассказ о том побеге. Согласно ему, Герой Советского Союза Михаил Конкин не только угнал немецкий самолет, но и спас еще 12 бойцов Красной Армии. С удовольствием бы поехал в Луганск, чтобы узнать детали этого невероятного побега из плена, но, увы, Луганск снова оккупирован. В 1944 году фашистов прогнали из Украины на запад, а в 2014 году они на украинскую землю, включая Луганск, пришли с  востока, подтвердив тем самым давнее заверение морехода Магеллана о том, что Земля – круглая…

Этой невеселой шуткой я и завершу рассказ о Герое Советского Союза из Бердянска Михаиле Конкине, умершем ровно 60 лет назад.

Вечная память Герою!

[На фото из открытых Интернет-источников: Герой Советского Союза Михаил Конкин в разные годы]



Создан 15 мая 2020