Сайт журналиста Владимира Шака


На родине расстрелянного большевиками летчика-героя




В середине апреля 2020 года краевед из Запорожского района Евгений Хмелевской разместил у себя на странице в соцсетях полтора десятка снимков, сделанных в оном из сел района, снабдив их следующим сообщением: «Село Малокатериновка, которое местные  называют Канкриновкой. Род Канкриних оставил здесь отпечаток. Не случайно  станция названа в их честь. Обидно только,  что на станции нет мемориальной доски в честь этих людей, но мы попробуем это изменить». Не смоневаюсь, что благодаря таким людям, как Евгений, который, кстати, всегда охотно откликается на мои просьбы подсказать что-то из истории района,  мемориальная доска в память о графах Канкриных появится в Малокатериновке-Канкриновке. Канкрины ее заслуживают.

А у меня к сообщению Евгений есть история об уроженце села, летчике-истребителе, сбившем 15 немецких самолетов, который стал… «агентом гестапо» и «изменником родины». Это Герой Советского Союза Михаил Косса, арестованный осенью 1949 года и приговоренный к высшей мере наказания.

*

Когда мне стало известно, что в самом главном архиве России – президентском, сберегаются так называемые сталинские расстрельные списки, я попытался выяснить, имеются ли в них фамилии запорожцев. Оказалось, в списке под №71 находится следующая запись: «Косса Михаил Ильич, бывший командир звена учебного центра Добровольного общества содействия авиации, майор, Герой Советского Союза, 1921 года рождения. Обвиняется в измене родине. Будучи озлоблен против Советской власти, решил бежать в Турцию, где установить связь с представителями США и Англии и выдать им секретные данные о советской авиации. В этих целях  захватил самолет и совершил перелет государственной границы. Был задержан в Румынии».

Как я выяснил далее, за день до нового 1950 года  заместитель министра Госбезопасности СССР  Сергей Огольцов утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, возбужденному против совершившего странный перелет летчика. Прелюбопытные факты фигурируют в нем: «2 августа 1942 года, выполняя боевое задание, Косса оказался на территории, временно оккупированной немцами, и, будучи ими арестован, на допросе в гестапо дал подписку о сотрудничестве с немецкими карательными органами. Являясь агентом немецких карательных органов, при наступлении частей Советской армии в начале 1943 года пробрался на службу в одну из частей Донского фронта, где до окончания войны проводил среди личного состава антисоветскую агитацию. В силу враждебных убеждений к существующему в СССР строю и, будучи озлобленным за перевод на службу в Добровольное общество содействия авиации, продолжал заниматься антисоветской деятельностью и готовился к измене Родине. В осуществление преступных замыслов 24 сентября 1949 года, как командир звена учебного центра ДОСААФ, находясь на аэродроме Ротмистровка, Киевская область, на самолете Як-9Т поднялся в воздух, перелетел государственную границу, намереваясь достичь территории Турции, однако из-за отсутствия горючего произвел вынужденную посадку на аэродроме Сучава, Румыния». После прочтения этого заключения впору за голову хвататься: вот кто, оказывается, прикрывался звездой Героя Советского Союза – агент «немецких карательных органов», пробравшийся на службу «в одну из частей Донского фронта». Не будем, однако, спешить с выводами и внимательно вникнем в послужной список летчика.

Уроженец запорожского села Малокатериновка, в Красную Армию Михаил Косса призвался после днепропетровского аэроклуба.  На фронт попал уже военным пилотом, окончив в 1941 году Качинскую школу летчиков. К окончанию войны заместитель командира эскадрильи 42-го гвардейского истребительного  авиаполка гвардии старший лейтенант Михаил Косса имел на счету 375 боевых вылетов, сбив при этом 15 немецких самолетов лично  и еще восемь – в группе. А 9 мая 1945 года, при выносе знамени полка на митинг в честь Победы над Германией, уже гвардии капитан Михаил Косса, как один из лучших летчиков части, был назначен ассистентом знаменосца. Участвовал он и в историческом Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Ну а 15 мая 1946 года грудь летчика-гвардейца украсила Золотая Звезда Героя Советского Союза, ставшая весомой прибавкой к его пяти (!) боевым орденам.

Однако пора вновь вернуться к уже цитированному обвинительному заключению, чтобы выяснить, каким же образом, «выполняя боевое задание», летчик оказался на территории, «временно оккупированной немцами». А вот, каким: он был сбит и, выпрыгнув с парашютом, оказался в селе, которое контролировали немцы.

Михаила немцам народ не выдал, а через пять месяцев он вернулся в свой полк и, пройдя проверку, был допущен к полетам. А весной 43-го вылетев на перехват идущей на Краснодар немецкой воздушной армады, шестерка гвардейских «Яков», в состав которой входил и Михаил Косса, атаковала сто(!) самолетов противника. И, рассеяв их, сбив при этом девять, без потерь вернулась на свой аэродром. Вот так агент гестапо! Зачем же после войны он полетел в Румынию?

*

В 1949 году летчик-гвардеец заканчивает Высшую офицерскую школу штурманов ВВС и в мае, в чине майора, получает назначение на должность… командира звена учебного центра Добровольного общества содействия авиации, расположенного в Киевской области, – с одновременным зачислением в резерв ВВС. Героя войны, которому осенью должно было исполниться всего лишь 28 лет, просто-напросто вышвырнули из военной авиации. Какого-то высокопоставленного штабного болвана, видимо, смутило пятимесячное пребывание Михаила на территории, «временно оккупированной немцами». Михаилу бы переждать смутные времена, отсидеться на заштатном аэродроме, но он поступает по-своему: 24 сентября, изрядно выпив, Герой, поцеловав дочь, заплакал и стал одевать новое обмундирование. А потом, прихватив топографическую карту, ушел из дома, несмотря на протесты жены, которой бросил перед уходом: ты, мол, запомнишь сегодняшнее число. Сам Михаил на допросе объяснит следователю: «Уходя от жены, я имел в виду пойти на аэродром, сесть в самолет и улететь. Куда, сам не знал. А когда сел в самолет, то принял решение лететь за границу, т.к. в этот момент прорвалось мое озлобление за понижение в должности, за переводы из одной части в другую, за недоверие».

Можно предположить, что в полете Герой протрезвел, ведь, приземлившись в румынской Сучаве, он попросил выдать ему «два ведра бензина, чтобы немедленно возвратиться в свою часть». Бензина никто ему не дал, а прибывшие на аэродром сотрудники румынской милиции задержали Михаила и передали его советским властям. Следователь, который вел дело перелетчика, в обвинительном заключении предлагал дать ему 25 лет. Однако судьи военной коллегии 20 апреля 1950 года объявили такой вердикт Герою Советского Союза: «Лишить воинского звания майора и подвергнуть высшей мере наказания – расстрелу».

Полностью реабилитирован Михаил Косса был 1 июня 1966 года.

[Фото Евгения Хмелевского я дополнил снимком мемориальной доски в честь Героя, на которой его фамилия написана с ошибкой]



Создан 24 апр 2020