Сайт журналиста Владимира Шака

Сима Минаш: питерский архитектор из караимов Мелитополя




После учебы в мелитопольском реальном училище, он с золотой медалью закончил в Петербурге институт гражданских инженеров, а затем возвел в городе на Неве десяток домов в стилях модерн и неоклассицизм. Строил также в Рыбинске, Евпатории и в Париже.

 

Вокзалы и санаторий

Одно из самых приметных зданий в Питере, в строительстве которого принимал непосредственное участие уроженец Мелитополя Сима Минаш [происхождение его необычной фамилии я объясню позже], – это Царскосельский вокзал, построенный в 1904 году. Ныне он известен как Витебский вокзал и является одним из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга [обслуживает поезда дальнего следования].

Лично Сима Минаш при строительстве занимался художественной отделкой здания вокзала – то есть, выполнял самые важные, парадные, скажем так, работы, которые придали вокзалу некоторую строгость, но, вместе с этим, добавили ему и изящества.

Еще один вокзал по проекту гражданского инженера Симы Минаша был возведен в 1905 году в Рыбинске.

Кстати, если присмотреться внимательнее, можно уловить сходство Рыбинского вокзала с Царскосельским. Сходство, но не повторение.

Мастер, если он настоящий мастер, не повторяется в творчестве. А Сима Минаш был мастером с большой буквы.

Между прочим, когда он в 1902 году заканчивал институт гражданских инженеров [теперь это Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет], его фамилия – как лучшего выпускника, была занесена золотыми буквами на мраморную доску в актовом зале института.

Еще одно изящное здание, возведенное по проекту Симы Минаша, было построено в 1912 году в Крыму, в Евпатории. Это санаторий "Таласса", здание которого внешне неуловимо похоже… на Царскосельский вокзал. По крайней мере, я такое сходство уловил.

К сожалению, непосредственно здание санатория, который большевики после революции переименовали в санаторий им. Семашко [Таласса, кстати, – это греческая морская богиня], мы можем увидеть только на старых фотографиях: во время Великой Отечественной войны оно сильно пострадало и потом было разобрано.

Известно, что строительство санатория обошлось в 500 тысяч рублей. В 1979 году на месте, где он находился, была построена евпаторийская общекурортная водолечебница.

А вот, что писали о санатории в путеводителе по Евпатории в далеком 1914 году: «Санатория «Таласса» оборудована по последнему слову медицины и техники. Находится на берегу моря в дачном районе. Громадный дом, парк: пыль, благодаря положению, отсутствует. При лечебнице имеется 50 светлых комнат [прихожая, балкон или терраса] и, кроме того, общая столовая, читальня, биллиардная и фотографическая комната. Стол для больных - диетический, и обращается на него особое внимание. Плата с живущих в санатории взимается в размере от пяти до десяти рублей в день за комнату с полным довольствием и лечением».

Это было, повторю, 1914 году. При ужасах царизма, о которых потом семь десятилетий нам рассказывали большевики.

 

Дом с мемориальной доской

А еще в Питере, прямо в створе улицы Рубинштейна, выходящей на Невский проспект, на его противоположной стороне, стоит высокий светлый дом. Его адрес: Невский проспект, 72. Официально он известен питерцам как "Дом Протасовых [М.В. Воейковой]". На доме  имеется мемориальная доска: "Памятник истории и культуры. Автор проекта гражданский инженер С. И. Минаш. Охраняется государством".

Конечно же, у этого необычного старинного дома имеется своя история, которую я отыскал на портале "С фотоаппаратом по Питеру".

Вот, что я узнал:

Застройка этого участка началась в конце XVI века, когда граница Санкт-Петербурга в следствии его развития передвинулась восточнее и южнее реки Фонтанки. В 1820-х годах здесь находился двухэтажный дом, которым владели наследники купца Милютина. Затем дом перешёл во владение Протасовых-Бехметовых. В 1841 году по проекту архитектора Александра Павловича Максимова дом надстроили до 3-его этажа. В то время дом принадлежал генерал-адъютанту от кавалерии, обер-прокурору Святейшего Синода Николаю Александровичу Протасову (1798-1855). После его смерти для вдовы Натальи Дмитриевны Протасовой (1803-1880) по проекту архитектора Алексея Максимовича Горностаева в 1855-1856 годах на втором этаже была устроена домовая церковь. Графиня Н.Д. Протасова была обер-гофмейстериной при Государыне Императрице. Детей у четы не было и по завещанию Н.А. Протасова титул графа и фамилию «Протасов» получил внучатый племянник Николай Алексеевич Бахметев (1834-1907). С 1880 года и до своей кончины граф, генерал-адъютант и член Государственного совета Н.А. Протасов-Бахметев являлся владельцем этого дома.

В 1909 году, по заказу Марии Воейковой (1865-1933), урожденной княжны Голицыной, жены полковника Алексея Воейкова, приходившейся внучкой московскому генерал-губернатору Дмитрию Голицыну, гражданский инженер Сима Минаш спроектировал шестиэтажный дом в стиле "северного" модерна [Невский проспект, 72].

В 1910 году во дворовом флигеле дома архитектор устроил кинематограф "Мастер-театр", переименованный позднее в "Кристалл-Палас". В 1917 году в этом доме работала редакция газеты партии эсеров "Дело народа". В газете печатался Сергей Есенин. Именно здесь он познакомился с секретарём-машинисткой Зинаидой Райх, ставшей первой женой поэта.

На первом этаже дома №72 всегда работали магазины — продуктовые, канцелярских товаров, книжные.

Ходили слухи, что аналогичный дом, буквально дом-близнец, Сима Минаш построил и в Париже, куда уехал после революции [а затем в Иран, где и умер осенью 1945 года]. Однако слухи не подтвердились: в Париже Сима Минаш, которого питерцы считают своим архитектором, действительно построил дом, но с домом на Невском проспекте он ничего общего не имеет.

Мастер, если он настоящий мастер, не повторяется в творчестве.

 

Из караимов Мелитополя

К сожалению, сведений о жизни талантливого архитектора очень немного.

Известно, в частности, что родился он в 1877 году в Мелитополе в многодетной караимской семье Исаака Абрамовича и Эмилии Моисеевны Минашей [вот откуда у него такая необычная, непривычная слуху фамилия]. В 1895 году окончил Мелитопольское реальное училище с аттестатом первой степени, а в 1902 году в Петербурге — институт гражданских инженеров. По завершению учебы поселился в Петербурге.

Во время Гражданской войны семья покинула Россию; несколько месяцев прожила в Константинополе, а затем Сима Исаакович приехал в Париж.

Был женат на Фани Минаш, крымской караимке, всю жизнь прожившей с ним и умершей в Персии [Иран].

Еще я узнал, что талантливый архитектор из караимов Мелитополя Сима Минаш изобрел особый строительный материал из камыша [так называемый «муралит», заменяющий кирпич] и что его дочь Женя стала известной художницей, основателем женского союза художниц Франции.

*

Что построил Сима Минаш

В Питере:

здания товарной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги  [1902–1904];

Царскосельский [ныне Витебский] вокзал в Петербурге [участие в строительстве, художественная отделка, 1904];

дом М. В. Воейковой на Невском проспекте с кинотеатром "Мастер-театр" во дворе [по собственному проекту, лично руководил работами при постройке, 1909–1910];

доходный дом К. И. Волькенштейн [1910];

дом М. В. Воейковой на Большой монетной ]по собственному проекту, лично руководил работами при постройке, 1911–1912];

доходный дом по ул. Шкапина, 42 [1912];

кинотеатр "Форум" на Васильевском острове [по собственному проекту, лично руководил работами при постройке, 1914];

дом Общества технологов [проектирование];

новое здание бывшей табачной фабрики Шапшала [проектирование].

В Рыбинске:

здание железнодорожного вокзала [1904–1905].

В Евпатории:

Санаторий "Таласса" [1911].

 

Дочь

Талантливая художница Евгения Симовна Минаш, известная на Западе по имени «Женя Минаш» [так она подписывала свои картины], родилась в Петербурге в 1907 году.

В 1918 году семья Жени с Добровольческой армией эмигрировала в Турцию. Будущая художница попала в Прагу, затем в Париж, где окончила школу Прикладных искусств. Талант ее, отмечают специалисты, был сразу замечен: она стала членом салона женщин-художниц и несколько раз в году посылала свои картины на различные выставки в Париже и провинции.

В основном она писала тушью, гуашью и акварелью. Критики отмечали тонкость ее исполнения, изящество и редкий дар портретистки.

В 1939 году, сообщает официальный портал Санкт-Петербургского общества караимов, Женя вышла замуж  и переехала к мужу в Чехословакию - в город Пльзень. Вскоре в Праге прошли выставки ее работ, которые имели большой успех. Вторая мировая война застала ее в Париже. В 1949 году в парижской галерее Алларда устраивается большая персональная выставка Жени Минаш. За лучший рисунок она получает награду Салона национального общества изобразительных искусств. В 1950 году французское Министерство культуры приобретает несколько ее картин.

В 1955 году ее награждают медалью Большого Приза и французское правительство приобретает две картины художницы для Музея Парижа.

В этом же году две выставки Жени Минаш проходят в Брюсселе. В 1956 году ее награждают "Академическими пальмами" за заслуги в изобразительном искусстве. В 1957 году ее работы экспонировали в четырех салонах, на выставке художников Латинских стран, а затем проходят ее персональные выставки во многих городах Франции. В этом же году она иллюстрирует издание «Рубаинат» Омара Хайяма - 18 иллюстраций и заставка. Вскоре эта книга стала библиографической редкостью.

За свои работы она была награждена серебряной медалью Парижа, орденом За заслуги, оказанные Парижу, а также ей был вручен Большой приз изящных искусств столицы Франции.

Женя Минаш была не только творческой личностью, но и обладала организаторскими способностями. По ее инициативе было впервые создано общество художниц Франции.

Умерла в Париже в 1972 году.

 

Аборигены Крыма

Караимы [караи] - малочисленный тюркский народ, проживающий в основном на территории Украины, а также России, Литвы, Польши, Израиля, Египта. Во всем мире сегодня насчитывается не более двух тысяч караимов, половина из которых проживает в Украине.

Караимы являются аборигенами Крыма и как этнос сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами. Жили караи преимущественно в горной части Крыма, в границах небольшого автономного княжества с центром в городе-крепости Кале [Джуфт-Кале]. Часть караимов по приглашению князя Даниилы Галицкого переселилась на запад Украины [Галич и Луцк] в 1246 году, а часть – в Литву [Тракай] для охраны замка князя Витовта в 1396 году.

В городе Мелитополе караимы появились в середине 19-го столетия. Этому предшествовало предоставление молодому городу определенных льгот: все желающие переводились в разряд мещан, купцы Мелитополя освобождались от «платежа гильдейских повинностей, а мещане от взноса мещанского оклада в казну в течение пяти лет». Эти привилегии были направлены на привлечение в Мелитополь значительного числа купцов, среди которых было немало караимов. Также одной из причин появления караимов в Мелитополе следует отметить и Крымскую войну [1853 – 1856 гг.]. Многие караимы в связи с началом военных действий оставили свои дома в Севастополе, Симферополе, Евпатории, Бахчисарае, Феодосии и других городах Крыма и переселились на материк. После окончания войны караимы вернулись на родные земли, но некоторые предпочли остаться в Мелитополе.

В Мелитополе существует и активно работает национально-культурное караимское общество «Джамаат», созданное в декабре 1991 года.

Фото из открытых Интернет-источников

**

Картины Жени Минаш:

Девочка с цветами

Караим и караимка

Из "Восточной серии", 30-е годы

Девушка


 

 

 

 



Создан 07 мая 2018