Сайт журналиста Владимира Шака

Как мы искали именное оружие Генсека




Немногим более 70 лет назад  - в ноябре 1947 года, из Запорожья уехал будущий глава Советского Союза Леонид Брежнев, занимавший в СССР, как известно, высшие государственно-партийные должности в течение 18 лет.

В городе за днепровскими порогами, кстати, «дорогой Леонид Ильич», как за глаза обращались к нему остряки, специально коверкая речь, подражая его неуверенной дикции, получил свой первый орден Ленина. Всего же их у него набралось к концу жизни восемь, а общее количество наград составило 114 единиц.

Для сравнения: у маршала Жукова было 67 орденов и медалей.

 

Именной музей

Владел Генсек, конечно же, и именным оружием. Причем один такой «ствол», как стало известно нашей газете, находится в Запорожье.

Где конкретно?  Это мы и решили выяснить.

Из личного дела:

«Брежнев Леонид Ильич [19 декабря 1906, Каменское, Екатеринославская губерния - 10 ноября 1982, Заречье, Московская область] - советский государственный и партийный деятель. Председатель президиума Верховного Совета СССР [в 1960-1964 и 1977-1982 годах], Генеральный секретарь ЦК КПСС [с 1966 по 1982 год].

Маршал Советского Союза. Герой Социалистического Труда, четырежды Герой Советского Союза.

С августа 1946-го по ноябрь 1947 года - первый секретарь Запорожского обкома партии. За возрождение металлургического завода «Запорожсталь» получил орден Ленина – самую высокую на тот момент награду, которая ему была пожалована.

Был заядлым охотником, очень любил ружья».

В Запорожье от Леонида Ильича осталось немногое: дом в старой части города, да что-то из обкомовской мебели, говорят, находится в краеведческом музее.

А в музее техники Богуслаева отыскалось... именное ружье «дорогого Леонида Ильича».

Конечно же, я расскажу, что это за ружье, как оно оказалось у Генсека и в каком состоянии пребывает сейчас, но прежде предлагаю познакомиться с этим необычным музеем.

Поверьте на слово: ничего подобного в Украине нет.

Сопровождать нас по музею техники Богуслаева будет его директор, кандидат исторических наук Олег Варяник.

Ну, а для начала предлагаю вниманию читателей короткую выписку из условного личного дела человека, являющегося основателем музея техники в Запорожье:

«Богуслаев Вячеслав Александрович [28 октября 1938, Уральск] - промышленный, общественный и политический деятель Украины, народный депутат Украины. С 1994 года - глава правления, генеральный директор, председатель совета директоров, почетный президент АО «Мотор Сич». Герой Украины.

Доктор технических наук.

В 2012 году назначен генеральным конструктором по созданию и модификации вертолетной техники.

Почетный гражданин Запорожья и Запорожской области.

Музей его имени открылся 20 октября 2012 года [до этого существовал музей истории АО «Мотор Сич»]».

Очень любопытная информация тут – о назначении Вячеслава Богуслаева главным специалистом по вертолетной  технике в Украины. После выдающегося украинского авиаконструктора Игоря Сикорского, которого называют пионером вертолетостроения [напомню, он был родом из Киева, а после эмиграции жил и работал в США], такой должности не удостаивался никто.

Если кто пропустил:

20 декабря 2017 года на летно-испытательном комплексе АО «Мотор Сич» состоялась торжественная передача Национальной гвардии Украины модернизированного и ремоторизированного на предприятии вертолета Ми-2МСБ с двигателем АИ-450В для обучения личного состава. Президент АО, генеральный конструктор вертолетов Украины Вячеслав Богуслаев передал командующему Нацгвардией генерал-полковнику Юрию Аллерову свидетельство соответствия винтокрылой машины, получившей новую жизнь в  Запорожье.

Как отметил при этом Вячеслав Богуслаев, «некоторые не верили, но мы свое обещание выполнили: на вооружение Национальной гвардии поступает первый вертолет от АО «Мотор Сич». В нем все новое – двигатель, редуктор, лопасти, оснастка. Предприятие дает на вертолет восьмилетнюю гарантию и будет обслуживать его в течение всего жизненного цикла».  А еще он подчеркнул, что «в наступающем году вертолетная программа увеличится в два раза, и мы сможем обеспечить потребности государства в этой технике».

 

Завод навсегда

В связи с тем, что первый этаж просторного музея техники Богуслаева как раз и посвящен АО «Мотор Сич», я познакомлю читателей с «личным делом» предприятия, первая страничка в которое легла… в 1907 году.  Именно тогда в Александровске и началось  строительство первого в Российской империи авиационного завода – завода, который должен был специализироваться исключительно на производстве авиационных двигателей.

Это был завод, на территории которого не имелось ни одного временного сооружения – типа ангаров. Только капитальные кирпичные. Получается, что в провинциальном городке за днепровскими порогами строили завод… навсегда. И если бы не гражданская война, полагают сведущие люди,  александровский завод, куда из столицы приехали толковые инженеры и техники, был бы ведущим авиамоторным предприятием Европы.

Но произошло то, что произошло: революция и война.

Тем не менее, в последний предреволюционный год на заводе был испытан первый авиамотор «ДЕКА» М-100 [собран по чертежам конструктора Бориса Воробьева] - вертикальный, шестицилиндровый, однорядный, водяного охлаждения. О чем последовал доклад в Петербург: «Первый стосильный мотор, сделанный целиком из русских материалов, пущен в ход и дал вполне удовлетворительные результаты». К слову, уже в апреле 1916 года на заводе были построены новые производственные корпуса, оснащенные современным, купленным в Америке и доставленным через Архангельск и Владивосток оборудованием.

Таким образом, моторостроительный завод в Запорожье выпускает авиадвигатели уже 102-й год.

Легендарный, без преувеличения, двигатель «ДЕКА»  М-100, которым были оснащены легендарные самолеты «Илья Муромец» [конструктора Игоря Сикорского], занимает почетное место в экспозиции музея техники Богуслаева. Для справки: ДЕКА – сокращенное название петроградского акционерного общества «Дюфлон, Константинович и Ко», которое и владело моторным заводом в Александровске.

Кстати, «Илья Муромец» являлся первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.

 

Продукция запорожских моторостроителей

1925-1930 годы в Запорожье ведется серийный выпуск лицензионного двигателя водяного охлаждения М-6, который устанавливался на эксплуатирующиеся в Красной Армии одноместные истребители «Фоккер Д-XI» и «Мартинсайд F-4» и отечественный самолет П-2. Модификации двигателя устанавливались на танки Т-24 и ТГ.

В качестве эксперимента М-6 устанавливали также на самолет Калинин-4 [назван по фамилии конструктора Константина Калинина; так называемый всесоюзный староста Михаил  Калинин к самолету отношения не имеет]. В октябре 1928 года санитарный вариант К-4 принял участие в третьем Берлинском авиасалоне, где удостоился золотой медали.

Высочайшее достижение запорожских моторостроителей тех времен.

Калинин-4 был первым серийным советским авиалайнером, бравшим на борт четырех пассажиров.

С 1927-го по 1959-й год запорожцы освоили в производстве двигатели воздушного охлаждения семейства М-11, модификации которого устанавливались на 88 типах самолетов, среди которых У-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Як-6, Як-12.

С 1930-го по 1935-й на запорожском моторостроительном было изготовлено более восьми тысяч двигателей М-22, которые устанавливались на 25 типах самолетов гражданской и военной авиации.

Летом 1938 года на самолете «Москва» с двигателями М-86 запорожского производства летчик Владимир Коккинаки со штурманом Александром Бряндинским совершит беспосадочный перелет  из Москвы на Дальний Восток – в Приморский край [за что удостоится частушки «Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки»]. А осенью того же года на Дальний Восток – в Хабаровский край, на самолете «Родина» с двигателями М-86 совершат перелет летчицы Валентина Гризодубова и Полина Осипенко со штурманом Мариной Расковой [во время поиска девушек штурман «Москвы» Александр Бряндинский погибнет].

Герою Советского Союза летчице Полине Осипенко, которая была родом из наших мест - родилась 8 октября 1907 год в селе Новоспасовка Бердянского района [ныне село Осипенко], в музее техники Богуславе - в зале выдающихся запорожцев, посвящена отдельная экспозиция. Самый трогательный ее экспонат -  тарелка героической Полины.

В 1957 году завод приступил к изготовлению турбовинтового двигателя АИ-20. Он устанавливался на самолеты Ил-18, Ан-10, Ан-12, Ил-22.

В 1970 году запорожцы освоили в серийном производстве газотурбинный двигатель ТВЗ-117, который стал базовым для самого массового семейства турбовальных двигателей. Модификации двигателя ТВЗ-117 ВМ (ВМА) поднимают в небо новые вертолеты Ми-28, Ми-171, Ми-172, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52.

В 1977 году завод приступил к серийному производству базового двигателя Д-36, которыц устанавливался устанавливался на пассажирский самолет Як-42 и военно-транспортные и транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-72 и Ан-74.

В 1982 году началось освоение в серийном производстве самого мощного в мире двигателя Д-136 для не имеющего себе равных по грузоподъемности и расходу топлива вертолета Ми-26.

Это, имейте в виду, я наспех перечислил. В музее техники  Богуслаева об этом расскажут более подробно и более увлекательно.

Ну, а экспозиция реактивных двигателей музея техники, которые не довелось испробовать Полине Осипенко [она погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года], начинается с РД-45Ф и заканчивается Д-18 для самолетов АН-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя». 

Это все Запорожье, это все «Мотор Сич».

А теперь на заводе и вертолеты, а не только двигатели к ним, производят.

И, чтобы завершить техническую тему. Помните сцену из культового советского фильма «Девчата», когда повариха Тося приносит лесорубам обед прямо на лесосеку:

- А как же эта штука называется?

- Штука называется бензопила "Дружба".

- Так и называется «Дружба"?

- Так и называется "Дружба".

- Хорошее название.

- Техника. Это тебе на картошку варить.

Придумана была эта «техника», которую нам показали в музее Богуслаева, в 1953 году… ну, конечно же, как уже видимо, догадался проницательный читатель, в Запорожье. Название «Дружба» было ей дано по случаю трехсотлетия так называемого "воссоединения Украины с Россией", отмечавшегося в следующем, 1954 году. Событие так себе, а бензопила прекрасная была - пользовался ей, знаю.

 

Дон Кихоты, самовары и уникальные ружья

На втором этаже музея техники Богуслаева собраны, скажем так, не технические коллекции. Здесь можно увидеть выставку фотоаппаратов и самоваров, которые детвора принимает за… спортивные кубки.

Самый уникальный самовар коллекции имеет свою уникальную историю. Он, оказывается, принадлежал «дворянину Таврической губернии Николаю Глотову, гувернеру детей графа Иллариона Воронцова, министра императорского двора». Чай из него пили в известно на весь мир Воронцовском дворце в Алупке, хозяином которого как раз и был граф.

Любопытный кубок, однако.

При виде же Дон Кихотов, любовно собранных генеральным конструктором ЗМКБ «Прогресс» Федором Муравченко, у меня глаза загорелись: каждую фигурку хотелось разглядеть, каждую руками потрогать.

Но – нельзя. Тут музей.

Представлена на втором этаже также большая коллекция мотоциклов от 30-х до 80-х годов прошлого века, выпущенных в СССР, Германии, США, Чехословакии. Все мотоциклы на ходу, все имеют свою историю.

Не стали реставрировать заводчане только Иж-8 – в память о его хозяине, ушедшем в 1941 году на фронт из Запорожья и не вернувшемся домой – он погиб.

Обращает на себя внимание находящаяся здесь же коллекция ружей для подводной охоты. Ну, а коллекция охотничьих ружей, состоящая из более чем 200 образцов, вообще словами неописуема. Увидеть тут можно ружья из России, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Англии, Украины, среди которых есть уникальные образцы. К ним относится, например, курковая двухстволка-вертикалка мастера-оружейника из Токмака.

Такого быть не может, воскликнет разбирающийся в охотничьем оружии человек.

А вот может. Доказано в Токмаке.

В коллекции нам также показали ружья маршала Андрея Гречко и инженера Александра Винтера – того самого, который  Днепрогэс строил.

Тут же мы обнаружили и то, что искали с самого начала - именное ружье Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Вот, что написано на укрепленной на нем пластинке:  "Дорогому Леониду Ильичу  Брежневу от коммунистов ГДР, 19 декабря 1975 года".

По случаю 69-летия со дня рождения подарок «дорогому Леониду Ильичу» был сделан.

Ружье, к слову, находится в идеальном состоянии. Впрочем, как и все другие экспонаты этого необычного музея, в котором всегда рады посетителям.

2018

Фото из открытых Интеренет-источников

*

В музее техники Богуслаева:








Обновлен 28 мар 2018. Создан 11 мар 2018