Сайт журналиста Владимира Шака

Энергодар: город «теплой» энергии




Визитная карточка. Энергодар - город областного подчинения, расположенный в северо-западной части Запорожской области - на левом берегу Каховского водохранилища, в  20 километрах от Каменки-Днепровской.

Находящиеся в городе электростанции – Запорожская атомная и Запорожская тепловая, вырабатывают около четверти производимой в стране электроэнергии.

Численность населения – 53,5 тысячи человек.

Расстояние до Запорожья – 126 километров, по прямой - 53.

Как уверяют сведущие люди, в хорошую погоду областной центр можно разглядеть… с  труб ТЭС, высота каждой из которых [а их две] – 320 метров.

 

Почти лирическое вступление

Мне думается, что со временем мы настолько сумеем приручить электрический ток, что он перестанет с нами драться. И «бить» нас нещадно при каждой оплошности больше не будет.

Как бьет сейчас. Иногда – наповал.

Помните пугающий плакат с черепом на опорах ЛЭП, от которого речь пропадает: «Не влезай – убьет»? 

Когда произойдет приручение, мы, фантазирую я дальше, сможем на ощупь, а может быть, даже на вкус различать, от каких источников к нам примчался электрический ток, без которого просто немыслима сегодняшняя жизнь.

И тогда на электроэнергию атомных станций будем говорить, что она напоминает… бездну.

Или зимнюю ночь: такая же холодная.

Электричество же ветра покажется упругим, что парус, а электричество солнца будет…  чуть терпким на вкус. Как вино из одуванчиков.

Тепловые станции выдадут, конечно же, теплый ток. Он ведь получается из сгоревшего в котлах станций газа или угля.

Ну, а теперь перейдем к прозе жизни.

 

Аисты и энергия ДТЭК

В Украине работают 15 тепловых электростанций. Девять из них – структурные подразделения компании ДТЭК. Самая мощная [и экономичная, как подчеркивают специалисты, -  имеющая самые низкие показатели расхода топлива] – ДТЭК Запорожская ТЭС, общая численность персонала которой [без учете подрядных организаций] составляет 1260 человек.

Мощность станции – 3650 МВт, объем произведенной в 2016 году электроэнергии почти достиг шести миллиардов кВт-ч [5,896 млрд].

Станция имеет четыре пылеугольных энергоблока [два – по 300 МВт и два – по 325 МВт] и три газомазутных [мощностью в 800 МВт каждый].

Газомазутные блоки не используются - находятся в резерве.

Кто-то, услышав эту цифру – шесть миллиардов кВт-ч, может воскликнуть: подумаешь, тоже мне рекорд! Да Запорожская атомная станция в 2016-м произвела более 31 миллиарда кВт-ч электроэнергии. И она, что немаловажно, - экологически чистая.

Пожалуй, я не нашелся бы с возражениями.

А специалисты, способные оценить состояние энергетики всей Украины, подскажут мне следующее: атомные станции, производящие более половины всей электроэнергии в стране, работают ровным графиком в течение суток.

Но, поскольку потребление электроэнергии у нас неоднородное – с пиками и спадами, нужны станции, которые будут производить больше электроэнергии, скажем, днем, а меньше - ночью.

Такая обязанность как раз лежит на тепловых [и гидро] электростанциях.

Невероятный минус тепловой – ее влияние на окружающую среду.

Экологи, в частности, подсчитали [их оценки легко можно отыскать в Интернете], что суммарные годовые выбросы ТЭС [на 1000 МВт установленной мощности] - это

13 тысяч тонн в год на газовых и 165 тысяч тонн на пылеугольных тепловых станциях.

Когда я эти цифры сопоставил с работой Запорожской теплостанции  - с ее четырьмя пылеугольными блоками, мощность которых [я приводил цифры выше] составляет 1250 МВт, мне стало не по себе.

Поэтому строжайшее соблюдение технологии – первое и главное требование к работе современных ТЭС.

И в Энергодаре, должен отметить объективности ради, неукоснительно следуют этому требованию. До 29 декабря 2017 года, к примеру, продлится ремонт станционного энергоблока №2 [мы были на станции в конце ноября]. За это время энергетики проведут диагностику и отремонтируют котел, турбину и пылесистему. В общей сложности, как сообщила местная пресса, ДТЭКу эти работы обойдутся в 27 миллионов гривен.

А еще в перечне обязательных работ, выполняемых компанией, я  обнаружил такой любопытный пункт: «Мероприятия по обеспечению орнитологической безопасности линий электропередач». Это так в ДТЭК установку на воздушных линиях специальных платформ называют. Чтобы на этих платформах сооружали гнезда аисты.

Очень добрые, согласитесь, мероприятия.

Но продолжим прозу жизни.

Как нам объяснили на ТЭС, когда в работе задействованы все четыре блока, станция потребляет в сутки... до восьми тысяч тонн угля.

Это 133 вагона, состав из которых растянется более, чем на полтора километра.

Догадываетесь, сколько времени такой состав придется пропускать, допустим, на переезде? 

А он потом за сутки исчезнет, превратившись… в дым.

Извиняюсь, в теплую энергию превратится.

А ее – в виде электричества, произведенного на Запорожской теплоэлектростанции, потребляют, кроме самого Энергодара, Запорожья и Херсонской области, такие гиганты украинской индустрии, как Запорожский железорудный комбинат и Никопольский ферросплавный завод.

Обращали когда-нибудь внимание на внушительных размеров мачты ЛЭП, шагающие из Энергодара через Каховское море?

По проводам той ЛЭП «теплое» электричество на никопольский берег и бежит-струится.

 

Рекорды ТЭС

В семидесятые годы, когда понадобилось перебросить электричество от Запорожской ТЭС, которая тогда называлась ГРЭС [государственная районная электростанция], в насыщенный промпредприятиями Никопольский энергорайон, возник серьезнейший вопрос, как вести линию электропередач:  в обход Каховского моря или через него?

В обход – это около 300 километров. Напрямую – 43 километра, что позволит существенно снизить потери мощности.

И было решено прокладывать ЛЭП через море.

Несмотря на то, что подобной практики в мире не существовало.

Не буду вдаваться в детали технологии строительства, которая отрабатывалась, можно сказать, непосредственно на берегу Каховского моря, отмечу лишь, что масса каждой из стометровых опор,  установленных для ЛЭП, достигала 290 тонн, а фундаменты под них строили так называемым наплывным методом.

Это были пять плавающих сооружений [наружный диаметр каждого фундамента - 45 метров, высота - 10,7], которые потом – отбуксировав в море, затопили, открыв кингстоны, и засыпали песком.

Переход ЛЭП через море был введен в эксплуатацию в 1977  году, а в 1984 году аналогичный переход, но для более мощной линии, был сооружен для Запорожской АЭС – в 350 метрах выше по течению.

И это не все рекорды Запорожской ТЭС.

Две трубы станции, высотой, как я уже подчеркивал,  по 320 метров, которые можно разглядеть из космоса и с которых, в свою очередь, можно увидеть Запорожье, входят в пятерку самых высоких инженерных сооружений Украины.

И в тридцатку самых высоких труб мира.

Рекордсмен в этом списке – дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2 [Казахстан], высота которой составляет 419,7 метра. И ее, и трубы в Энергодаре сооружало одно и то же предприятие – московский трест «Спецжелезобетонстрой».

В свое время это было единственное в СССР предприятие, специализировавшееся на строительстве дымовых труб для промышленных предприятий.

При этом в Энергодаре специалисты «Спецжелезобетонстроя» в 1972 году впервые в СССР возвели трубу, которая превысила отметку в 300 метров, достигнув, таким образом, высоты… низко летящего самолета.

Это и была труба Запорожской ГРЭС, возле которой – одновременно со строительством станции, шло строительства будущей украинской столицы энергетики – города Энергодара.

 

Откуда Энергодар начинался

Как это ни покажется странным, но именно со строительства Запорожской ГРЭС – будущей ТЭС, берет начало город Энергодар. А не с известной всему миру атомной станции [одной из самых мощных в мире].

Вот что по сему поводу рассказывает в своей книге воспоминаний первый директор Запорожской ГРЭС [а затем и первый директор ЗАЭС] Леонид Прохоров:

«12 июня 1970 года машина неопределенной модели мчала меня на юг Запорожской области. По сторонам мелькали незнакомые населенные пункты с нарядными домиками в зелени отцветающих деревьев.

Предложения о переводе [из Крыма, - авт.] на строящуюся Чернобыльскую АЭС, а затем на ЗаГРЭС для меня тогда оказались неожиданными. Тем более неожиданным оказалось назначение на строящуюся ЗаГРЭС.

В кармане у меня лежал приказ министра о назначении гл. инженером строящейся ЗаГРЭС и удостоверение.

Мелькнул дорожный указатель «Днепровка». Машина повернула вправо и покатила по свежему асфальту на запад. За каналом орошения асфальт заменила дорога из плит, в конце пути были установлены два грузовика бортами друг к другу, покрытые кумачом.

Стояли в ожидании митинга человек 300-400. С левой стороны от трибуны находилось накрытое покрывалом какое-то сооружение. Справа, вдали от трибуны, возвышался плакат «Здесь будет город энергетиков». Стрелки указывали направление главного корпуса, а кругом необъятные «кучегуры».

Митинг прошел по-деловому быстро. По команде было сброшено покрывало, под которым оказался камень в честь ознаменования начала строительства самой крупной в мире Запорожской ГРЭС.

Откуда-то выползли шесть бульдозеров и по команде Хеноха Рема Германовича [начальника стройки] начали отсыпать призму дороги к главному корпусу ГРЭС.

Это было начало».

Энергодар рос рекордными  темпами: уже в 1971 году были построены первые жилые дома, открылись новые детский сад и школа, в 1972-м – заработал первый кинотеатр.  Ну, а 24 ноября 1972 года турбогенератор блока №1 Запорожской ГРЭС был выведен на рабочие обороты.

На следующий день блок был введен в действие: дал промышленный ток - на 15 месяцев раньше нормативных сроков [в связи с чем 24 ноября 2017 года в энергодарском ДК «Современник» торжественно отметили 45-летие со дня пуска первого блока станции].

В те же ноябрьские дни 1972 года [а если быть точным – 23 ноября] поселок энергетиков официально получил свое нынешнее название - Энергодар.

До начала строительства в городе атомной станции оставалось семь лет.

 

Прозаическое заключение

Я умышленно не стал описывать, что из себя представляет теплостанция, где нас принимали весьма доброжелательно [отдельная благодарность за это - менеджеру по коммуникациям ДТЭК Запорожская ТЭС Елизавете Ригер-Хаврошиной и электромонтеру по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики шестого разряда Андрею Святовцу, который, сопровождая нас, давал – когда было не так шумно, необходимые пояснения].

Не взялся я описывать производственные, скажем так, моменты станции по единственной причине: я гуманитарий, а не технарь - просто запутаюсь в технических терминах. И, соответственно, запутаю вас, уважаемые читатели.

Если же совсем коротко

четыре блока ДТЭК Запорожская ТЭС находятся в помещении, размером… со стадион. Причем некоторые конструкции на этом «стадионе» размещены на высоте пятого этажа.

А над всей этой махиной, повторюсь, возвышаются станционные трубы, с которых можно разглядеть Запорожье.

Такие там масштабы.

В частности, ремонтировавшийся в день нашего появления на ТЭС ротор турбины энергоблока №2 показался мне… небольшой подводной лодкой.

Или межконтинентальной баллистической ракетой.

Конечно, побывали мы и на центральном командном пункте станции [возможно, он называется как-то по-иному], с которого осуществляется мониторинг работы не только ТЭС, но и всей энергосистемы Украины.

Впечатлило все.



Создан 16 дек 2017