Сайт журналиста Владимира Шака

Как запорожцы атомную подлодку строили – первую в СССР




Поздравляя – 2 июля 2017 года, украинских военных моряков с 25-летием Военно-морских сил Вооруженных сил Украины, Президент Петр Порошенко подчеркнул, что «история нашего флота берет начало в 1918 году, когда был торжественно поднят национальный флаг над кораблями Украинской Народной Республики. За этот длительный период Военно-морские силы прошли сложный путь становления и развития».

Одна из вех на этом пути – создание атомного подводного флота, к чему отношение имели два уроженца Запорожской области - ученый и инженер, принимавшие непосредственное участие в строительстве первой советской атомной подлодки, вошедшей в историю подводного флота под индексом К-3.

Однако прежде, чем мы оценим вклад запорожцев в создание грозного атомохода, который по сталинскому замыслу должен был иметь на борту... одну, невероятной мощности торпеду с ядерной боеголовкой [для чего, объясню позже], предлагаю коротко вспомнить, как вообще создавался подводный атомный флот мира.

 

«Наутилус» и «Скат»

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки подводной лодки возникла, как это ни покажется кому-то странным, в Третьем рейхе. Именно там, в фашистской Германии, к началу 1942 года под руководством лауреата Нобелевской премии по физике Вейнера Гейзенберга и профессора Георга Депеля [в лаборатории Лейпцигского института] был собран первый ядерный реактор.

Однако довести работу с «урановой машиной», как тогда он назывался, немцам – по разным причинам, не удалось.

И инициатива перешла к США, которые для собственной выгоды использовали наработки гитлеровских физиков-атомщиков. И к 1948 году американские конструкторы уже имели проект атомной энергоустановки, после чего приступили к строительству опытного атомного реактора.

Штаты, таким образом, заложили основу для создания атомного подводного флота. 

Строительство же первой американской атомной субмарины началось 14 июня 1952 года  - в присутствии президента США Гарри Трумэна, на верфи в Гротоне.

Подлодка USS Nautilus [бортовой номер SSN-571] была спущена на воду 21 января 1954 года, а через год, 17 января 55-го, «Наутилус» вышел в море, отправив в эфир историческое сообщение:

«Underway on nuclear power» [«Идем на атомной энергии»].

3 августа 1958 «Наутилус» стал первым в истории человечества кораблем, который достиг Северного полюса [советская атомная подлодка К-3 на полюсе окажется только 17 июля 1962 года].

Вторая в мире атомная субмарина была заложена - также американцами, 21 июля 1955 года, а 16 мая 1957 года подлодка USS Skate [бортовой номер SSN 578] уже  была спущена на воду и вскоре включена в состав ВМС США.

30 июля 1958 года АПЛ «Скат» стала второй после «Наутилуса» субмариной, прошедшей под Северным полюсом. И первой в мире подлодкой, сумевшей на нем всплыть.

 

К-3 «Ленинский комсомол»

Рассказывают, что после рождественских каникул 1959 года главнокомандующий Атлантическим флотом США  пообещал ящик виски командиру подводной лодки, представившему доказательство того, что вражеская подлодка, будучи измотанной преследованием, вынуждена была всплыть на поверхность.

Главнокомандующий не шутил. Он сделал ставку на новинку американской военной мысли - атомную подводную лодку, которая производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода.

Советские подводники при длительном плавании задыхались, их лодки были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

Виски от главнокомандующего получил экипаж подводной лодки USS Grenadier [бортовой номер SS-525], который около девяти часов преследовал советскую подлодку и заставил таки ее всплыть на поверхность возле берегов Исландии.

Пожалуй, это было последнее удачное преследование – с вынужденным всплытием, советской подлодки: в 1961 году на первое боевое дежурство в Атлантический океан выйдет первая советская [и третья в мире] атомная субмарина К-3 [с 9 октября 1962 года – «Ленинский комсомол»], к строительству которой, как я уже говорил, имели непосредственное отношение запорожцы:

академик-ядерщик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР, кавалер шести орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и «За заслуги перед Отечеством»  Николай Доллежаль [родился 27 октября 1899 года в селе Омельник Ореховского района],

инженер-судостроитель, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, кавалер орденов Ленина и Красной Звезды Валентин Вашанцев [родился 2 февраля 1914 года в селе Ботево Приазовского района].

Постановление о начале работ над К-3 подписал лично Сталин 9 сентября 1952 года. Научным руководителем работ стал директор Института атомной энергетики Академии наук СССР академик Анатолий Александров. Для непосредственного выполнения проработок в Москве организовали две рабочие группы. Одну - для проектных проработок лодки, другую - для разработки ее энергетической установки. Первой руководил замдиректора ЦНИИ-45 [в будущем - институт кораблестроения и вооружения] Владимир Перегудов, второй - директор НИИ-8 [в будущем – институт энерготехники] Николай Доллежаль.

Между прочим, по замыслу «товарища Сталина», субмарина предназначалась исключительно для нанесения удара по прибрежным районам противника, в связи с чем ее собирались вооружить необычным оружием: крупнокалиберной торпедой Т-15 [калибр 1550 мм, длина около 24 м] с термоядерной боевой частью.

Правда, после смерти «вождя» первоначальный план сильно изменили. Как объяснили подводники, для нанесения эффективного удара лодка должна была подойти к берегу на 40 километров, уточнить свое место по береговым ориентирам с помощью РЛС и только после этого произвести залп.

При наличии серьезной противолодочной обороны это было невозможно сделать.

Разработку проекта подлодки поручили спецКБ № 143 [в будущем - морское бюро машиностроения "Малахит"].

В окончательном варианте крупнокалиберную торпеду исключили, вместо нее на лодке разместили торпеды калибра 533 мм.

Прочный корпус подлодки делился на девять отсеков, включая реакторный.

В июне 1954 года к постройке первой отечественной атомной подлодки приступил северодвинский судостроительный завод № 402 [в будущем - Северное машиностроительное предприятие], главным инженером которого был Валентин Вашанцев. Он же стал и главным строителем атомной подлодки.

Одновременно в Обнинске – под руководством Николая Доллежаля,  создавался наземный прототип корабельной атомной энергетической установки.

4 июля 1958 года в 10.03 первая советская атомная подлодка начала движение под собственной атомной энергетической установкой.

В "Акте правительственной комиссии по ходовым испытаниям" отмечалось, что "по сравнению с дизельными подлодками, К-3 обладала в два раза большей скоростью подводного хода", а "непрерывным подводным ходом она могла пройти до 30 тысяч миль": по дальности подводного плавания атомоход в 75 раз[!]  превосходил дизель-электрические лодки.

Мне не известно, были ли знакомы земляки-запорожцы – инженер-кораблестроитель Валентин Вашанцев и ученый-энергетик Николай Доллежаль. Вероятно, - в силу своих сверхсекретных должностей, нет. Но что от обоих зависела судьба первого советского подводного атомохода К-3,  факт.

К слову, о секретности. Когда - 28 апреля 1963 года, «за большие заслуги в деле создания атомных подводных лодок» Валентину Вашанцеву присвоят звание Героя Социалистического труда, наградной указ Президиума Верховного Совета СССР пометят особым грифом: «Не подлежит опубликованию».

Слава Богу, сегодня все эти грифы сняты.

 

***В тему

ТТХ первой американской атомной подлоки

Скорость [надводная]:         20 узлов

Скорость [подводная]:         23 узла

Глубина погружения:          200 м

Автономность плавания:     50 суток

Экипаж:         111 человек

Водоизмещение надводное:           4157 т

Водоизмещение подводное:           4222 т

Длина наибольшая:  97 м

Ширина корпуса [наиб.]:    8,2 м

Силовая установка: двухвальная, ядерный реактор S2W, турбины

Вооружение: шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды

 

ТТХ первой советской атомной подлодки

Скорость [надводная]          15,5 узлов

Скорость [подводная]          30 узлов

Глубина погружения:          300 м

Автономность плавания:    60 суток

Экипаж:         104 человека

Водоизмещение надводное:           3065 т

Водоизмещение подводное:           4750 т

Длина наибольшая:  107,4 м

Ширина корпуса [наиб.]:    7,96 м

Средняя осадка (по КВЛ)    5,65 м

Силовая установка: двухвальная, два реактора типа ВМ-А

Вооружение: восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов, 20 торпед [шесть с ядерными зарядами по 15 килотонн].

***

По боевому назначению, К-3 была многоцелевой атомной подводной лодкой  с торпедным вооружением. Внутри прочного корпуса находились девять отсеков.

Первый:   торпедный, с восьмью торпедными аппаратами, и 12-ю запасными торпедами, лежащими на стеллажах.

Второй:  аккумуляторный. На К-3 впервые в отечественном флоте аккумуляторная батарея могла заряжаться в подводном положении корабля, без связи с атмосферой. Для этого имелся специальный комплекс, включавший в себя систему вентиляции с фильтрами для поглощения аэрозолей и  печь для дожигания водорода. Во втором отсеке располагались также офицерская кают-компания и каюты.

Третий:  центральный пост с  перископами, выдвижными устройствами радиолокационных станций и станций связи. В нем находились рубки с оборудованием акустиков и радистов.

Четвертый:  дизельных электрогенераторов и вспомогательных механизмов. Два генератора являлись резервными источником электроэнергии. Тут же находился камбуз.

Пятый: паропроизводящей установки, с парогенераторами и двумя водяными ядерными реакторами тепловой мощностью по 70 мВт.  Реакторы  размещались в диаметральной плоскости корабля,  друг за другом. Все оборудование установки  располагалось в специальной герметичной необитаемой выгородке, закрытой экранами биологической защиты.

Шестой: турбинный, с  двумя главными турбозубчатыми агрегатами  суммарной мощностью 35.000 л.с. Крутящие моменты роторов турбин, через редукторные передачи, шинно-пневматические и зубчатые муфты, передавались гребным валам.

Седьмой: электротехнический. В нем находились два, навешенных на турбозубчатые агрегаты, турбогенератора со станциями управления.  Два вспомогательных гребных электродвигателя, связанных, после шинно-пневматических муфт, с линиями валов, и станции управления гребными электродвигателями размещались ближе к корме.  В носу седьмого отсека находилась также выгородка пультов управления реакторами, а вдоль прохода – каюты офицеров.

Восьмой:  вспомогательных механизмов и  жилой.

Девятый: рулевых машин и другого вспомогательного оборудования. Отсек - жилой.

АПЛ К-3 стала  широко известна  миру,  после того, как 17 июля 1962 года  она прошла подо льдами над Северным полюсом, и, найдя полынью, всплыла среди арктических льдов.

 

 

 

 



Создан 17 сен 2017