Сайт журналиста Владимира Шака

Прыжок на макушку земли: запорожец приземлился с парашютом в полушаге от полюса




- Температура при десантировании, - рассказал участник украинской экспедиции к Северному полюсу [«Украина – Северный полюс-2000»] Юрий Новицкий из Запорожья, - была минус сорок пять. Прыгали с двух с половиной тысяч метров - это был второй заход на полюс мелитопольського самолета Ил-76, который выделил экспедиции министр обороны Украины. Первая группа ушла с тысячи пятисот метров. С ней был гетман украинских казаков народный депутат Украины генерал Иван Билас - один из руководителей экспедиции. Все ее члены - опытные парашютисты и прыгали только с управляемыми парашютами... А когда я закончил падение из самолета - у меня сильно обледенели очки, я их сорвал и под парашютом летел, обдуваемый всеми северными ветрами...

- А прыгали вы...

- Вторым. Первым - московский парень, вторым - я, за мной пошел еще один парашютист-одиночка, а за нами - тандем - мастера – двухместные парашюты...

- Какой он - Северный полюс?

- Сам полюс - точка не статичная. Льды там дрейфуют со скоростью 2,5-3 километра в час. Поэтому на географический ноль попасть сложно.

- Вам удалось?

- Очень точно зашел на отметку, начал приземляться - подо мной оператор с камерой, я ему кричу: «Воздух!». Он отошел немного в сторону и я приземлился буквально в полушаге от Северного полюса - местоположение потом определили с помощью прибора.

- Холодно было?

- Сначала минус двадцать пять. Потом поземка усилилась и температура снизилась до минус тридцати. Плюс - обжигающий ветер.

- Сколько времени вы пробыли на полюсе?

- Два часа... Рекламные съемки сделали, поздравили друг друга.

- Горилку нашу попробовали на макушке земли?         

- Как вода на полюсе идет! Только тепло внутри немного ощущаешь, а на мозги не действует... Один из членов экспедиции - начальник Киевской школы пилотов Виктор Резник даже в проруби окунулся. Но сделал после несколько шагов - ноги коркой льда покрылись, слегка обморозился.

- А как от полюса добирались?

- Сначала - на вертолете на ледовый аэродром, затем на АН-26 – на остров Средний и дальше - в Хатангу. Это один из самых северных населенных пунктов бывшего СССР.

- Экспедиция - дорогое удовольствие?

- Конечно! Шесть тысяч долларов - доставка и возвращение. Еще тысяча двести - обмундирование. Нужны были и спасательные средства...

- А парашюты?

- Каждый прыгал на своем. Это тоже около шести тысяч долларов [вместе с запасным]. Пошит он из специальной ткани и предназначен для прыжков при низкой температуре.

- Земляков на севере встречали?

- На севере все пилоты - украинцы. В Хатанге встреча очень теплая была. Об Украине вспоминали, происшествия разные рассказывали. Незаметно на столе водка появилась, строганина - всю ночь застолье продолжалось. Тоскуют там ребята очень...

- На Южный полюс не собираетесь?

- Планируем прыгнуть на него, угадали. Будем готовиться...

2000

 

***В тему

По рассказу участницы полета на полюс Лилии Шепель, экспедиция была разбита на две параллельные взаимодополняющие группы. Первым в Заполярье отправился Ан-28 Центрального аэроклуба им. О. К. Антонова, который вылетел с аэродрома «Чайка» 3 апреля 2000 года в 11.00 по местному времени. На его борту находились восемь человек, включая съемочную группу. Пилотировал самолет начальник аэроклуба Владимир Грибанов. Маршрут следования: Киев – Москва – Сыктывкар – Салехард – Норильск – Хатанга. За неделю пребывания в Хатанге на Ан-28 сменили колесную «обувку» на лыжи и установили дополнительное навигационное оборудование [астрокомпас, штурманский визир, GPS].

11 апреля из аэропорта Борисполь стартовал Ил-76 из состава Мелитопольской группы военно-транспортной авиации Украины, которым управлял экипаж во главе с полковником Константином Шушариным. На борту находились 35 пассажиров: парашютисты, представители телевидения и прессы. Вскоре транспортник приземлился в Москве, где к украинским коллегам присоединились россияне, в том числе руководители экспедиционного центра «Арктика» Владимир Чуков, Евгений Бакалов и журналисты. Затем Ил-76 отправился в Хатангу. Этим же «бортом» в Заполярье прибыл и ведущий летчик-испытатель АНТК им. О. К. Антонова Анатолий Хрустицкий, который обладал необходимым опытом эксплуатации Ан-28 на лыжном шасси.

Главные события экспедиции развернулись 15 апреля. Первым в район Северного полюса на Ми-8 прибыл передовой отряд, который подобрал с воздуха подходящую площадку для приземления Ан-28, парашютистов и съемочных групп. Установили указатель расстояний до крупных городов мира, поставили палатку и разметили ориентир для посадки парашютистов. Вслед за этой группой прилетел Ан-28. Поверхность льдины, на которую Анатолию Хрустицкому предстояло посадить самолет, ровной была весьма условно, но опытный пилот блестяще справился с задачей, продемонстрировав лучшие качества машины. Буквально через несколько минут над «крышей» планеты появился Ил-76. Но когда он вышел на «боевой курс», у координирующего со льдины выброс десанта инспектора парашютно-спасательной службы Красноярского управления гражданской авиации из-за большого мороза отказала радиостанция. Пришлось сделать еще один заход, пока второй пилот Ан-28 Руслан Мигунов, мгновенно отреагировавший на сложившуюся ситуацию, смог связаться с Ил-76 по запасной радиостанции, находившейся на борту его самолета. Общими усилиями украинских летчиков выброс парашютистов над Северным полюсом прошел успешно.

До ледового аэродрома, находящегося всего в 70 км от самой северной точки планеты, экспедиция была переправлена Ан-28 и вертолетами Ми-8.



Обновлен 25 июн 2017. Создан 24 июн 2017