Сайт журналиста Владимира Шака

У запорожцев россияне украли… завод, выпускавший танковые двигатели




Кому мешал дизелестроительный?

Судьбой старейшего – основанного в 1882 году в городе Токмаке, завода Украины, который с конца семидесятых годов минувшего столетия входил в объединение «Юждизельмаш», отвечая за поставку в войска двигателей для бронетехники, а много-много ранее выпустивший первый советский трактор, я заинтересовался в начале 2015 года.  Громадське TV поведало тогда историю приобретения одним из украинских ремзаводов двигателей для бронетранспортеров. После соответствующего ремонта машины эти должны были быть отправлены в зону проведения АТО. При этом  в качестве поставщика железных, образно говоря, сердец для бэтээров была выбрана фирма, торгующая... мясом.

Как же так? – удивился я. А что же токмакский «Юждизельмаш», многие годы специализировавшийся на производстве двигателей различных модификаций, включая танковые? Решение о создании в Токмаке производства универсальных танковых двигателей УТД-20 [специалисты по сию пору называют их «двадцаткой»] было ведь принято в далеком 1968 году. Так почему поставкой на ремзавод двигателей занимаюются мясники? Причем, как поведало Громадське TV, поступившие на завод двигатели были приобретены [предположительно] у воюющей с Украиной России и они оказались... нерабочими!

Между прочим, по оценкам зарубежных специалистов, токмакский УТД-20 относился к двигателям авиационного класса, что является показателям высшего уровня мастерства задействованных на его выпуске людей, которые в начале двухтысячных годов остались… без работы. Они оказались не нужными стране. Их мастерство, опыт страна даже в копейку не оценила: трудовой стаж работникам «Юждиземльмаша» перестали засчитывать, если мне память не изменяет, с 2004 года.

Сегодня завод, производивший – без преувеличения, уникальные двигатели, которыми была оснащена значительная часть бронетанковой техники Вооруженных Сил СССР [кроме Токмака, УТД-20 выпускали только в Барнауле], представляет из себя... Ничего он из себя не представляет!

«Войны в Токмаке не было, а завод разрушен так, будто бы боевые действия на его территории таки велись», – грустно пошутил при нашей встрече в феврале 2015 года Почетный гражданин Токмака, Заслуженный машиностроитель Украины, бывший генеральный директор "Юждизельмаша" Василий Ахрамеев.

- Я читал, Василий Никифорович, - полюбопытствовал я тогда у нашего собеседника, - что со временем вы довели производство "двадцатки" до 1600 штук в месяц, это так?

- До 2600! А в случае войны производство УТД-20 увеличилось бы до четырех тысяч штук. При работе в три смены.

И, чуть помолчав, бывший генеральный добавил:

- А ведь Украина могла бы по сей день - не завися ни от кого, производить и бронетранспортеры, и боевые машины пехоты. Если бы имела свой двигатель. Ту самую «двадцатку».

«Юждизельмаш» убивали постепенно, но целенпарвленно:

в 2007 году Кабинет министров Януковича передал 69,884 процента акций завода в собственность Запорожского облсовета, делегировав ему управленческие функции. Завод также разделился на три предприятия: ОАО «Юждизельмаш», ООО «Машиностроительный завод им. Кирова» [«МашЗик»] и ООО «Завод им. Кирова» [«Зик»]. С лета 2008 года рабочим прекратили выплачивать зарплату, не рассчитавшись с предыдущими долгами. Производственная деятельность на всех трех предприятиях  была остановлена, территория завода взята под охрану;

в 2009 году группа Запорожского облсовета по изучению социально-экономической ситуации на ОАО «Юждизельмаш» рассматривала три варианта дальнейшей судьбы предприятия: ликвидация завода, его банкротство и продажа акций. На заводе оставалось на то время… всего 48 сотрудников. В итоге производство было прекращено, мощности и имущество завода распроданы.

В Токмаке «Юждизельмаш», который, похоже, кому-то очень мешал, перестал существовать.

 

Воскресший дизелестроительный

«Юждизельмаш» [ранее - дизелестроительный завод им. С. М. Кирова, «Красный прогресс», «Завод № 175»] - крупный машиностроительный завод в городе Токмак Запорожской области. Один из старейших заводов на Украине, основанный в 1882 году. В советское время был одним из ведущих дизелестроительных заводов СССР [выпускал более 90 модификаций дизелей], а также одним из основных торпедостроительных предприятий. Являлся градообразующим предприятием Токмака, на котором работало около 10 тыс. чел.» Нет, я не рекламный проспект не существующего завода процитировал. Эту информацию я нашел на официальной странице в Интернете базирующегося… в Санкт-Петербурге предприятия «Нева-дизель».

Какое отношение это предприятие имеет к токмакскому заводу? А самое прямое: оно, от имени «Юждиземльмаша», торгует запчастями для дизелей. «На производственных мощностях бывшего «Юждизельмаша», объясняют нева-дизельцы, образовались предприятия, которые выпускают номеклатуру завода, с ними мы имеем договорные связи».

Ложь! Никаких предприятий «на мощностях бывшего «Юждизельмаша» не имеется. Завод уничтожен. Кроме разрухи, там ничего не образовалось.

Тем не менее, «Нева-дизель»  прямо на титульной странице объявляет миру, что именно она сегодня реализует запасные части производства «Юждизельмаша». И даже «шапку» фирменного бланка выкладывает тут  же: «ОАО «Юждизельмаш», Украина, Токмак Запорожской области… телефон, e-mail, подпись директора «Юждизельмаша», печать предприятия.

Только в самом конце чуть  ли не самой последней интернет-страницы «Нева-дизель» уведомляет: «О текущем состоянии завода "Юждизельмаш"  можно прочесть в блоге украинского журналиста  Владимира  Шака "Реквием Юждизельмашу"». И приводит ссылку на мой блог, размещенный на портале livejournal.

Но кто, хотел бы я узнать, добежал глазами до этого уведомления? Кроме меня, видимо, никто.

 

Вместо эпилога.

Господа нева-дизельцы, конечно же, воры: они присвоили завод, который им никогда не принадлежал, к которому они никакого отношения не имели. Но я не на этом хотел сосредоточить внимание.

Кто-нибудь ответит за то, что в Запорожской области перестало существовать уникальное, а в условиях вооруженной агрессии со стороны России - крайне необходимое предприятие, как «Юждизельмаш»?

Россияне ведь почему присвоили торговую марку токмакского завода? Да потому, что она на слуху у специалистов, она узнаваема.

А мы от этой торговой марки, от предприятия, производившего двигатели авиационного класса, избавились. Уничтожили его.

Токмак, памятник дизелю

В сборочном цеху


 

 

 

 

 

 

 

 

 



Создан 06 апр 2017