Сайт журналиста Владимира Шака

Инженерное и его окрестности

Село с необычным названием помнит не только инженеров, но и... нобелевского лауреата



Расположенное на берегу реки Конки село Пологовского района удивляет не только своим названием, но и другими необычностями, не присущими сельской глубинке. Имеются в Инжненерном, например, несколько объектов,  притягивающих внимание каждого, проезжающего через село [из него дорога не только в Пологи ведет, но и далее: в Бердянск или в Мариуполь].

 

Это, во-первых, всегда нарядный, как тщательно следящая за собой гостеприимная хозяйка, шинок с броским названием «Чамацкий шлях». До декоммунизации он, кстати, носил имя некогда существовавшего в Инженерном колхоза-миллионера «Шлях до комунізму». Колхоз знали не только в Пологовском районе и в Запорожской области – он даже во всесоюзной Выставке достижений народного хозяйства [ВДНХ СССР] участвовал, а его голова Никон Галюк в марте 1966 года был удостоен звания Герой Социалистического труда.

Во-вторых, в Инженерном имеется собственная… Художественная студия. Однозначно ей может позавидовать любой райцентр Украины. А девчоночья[!] футбольная команда Инженерненской средней школы завоевала за последние годы столько кубков, что для них впору музей создавать. Часть кубков как раз и находится в сельском шинке – чтобы все их видели. И удивлялись.

А еще в Инженерном, которое является административным центром шести сел Пологовского района, имеется… собственная железнодорожная станция с необычным, опять же, названием – Челюскин.

Ну, а теперь обо всем этом по порядку.

 

Прошлое Инженерного

По легенде, которую поведала сельский голова Инженерного Наталья Кошель, село  образовалось из трех хуторов в 1923 году. Первый хутор - Конские Воды, начинался сразу за Пологами. Далее располагался хутор Богодаровский, названный так в честь начальника станции Челюскин. Ну и, наконец, третий хутор - Инженерный. Возник он в той части современного села, где группа рабочих под руководством инженера строила железнодорожный мост. Само слово «инженер» для тогдашнего населения хутора было настолько диковинным, что и хутор свой – для солидности, они стали называть Инженерным.

В 1956 году хутора слились в село Инженерное, герб которого сохранил давнюю легенду о железнодорожном мосте: он помещен в верхнюю часть герба.

Имеется на гербе также игривый конь и река: как напоминание о том, что Инженерное начинало создавать свою историю с хутора Конские воды, находившегося неподалеку от самого глубокого места реки Конки. К этому месту – оно по пути в село Украинское находится, каждый год, по давней традиции, ходят встречать рассвет выпускники Инженерненской школы.

История сохранила фамилии первых поселенцев Конских вод. Это Галюк, Мудрик, Безштанько, Полько, Гусятник, Пастернак, Павловский, Бублик, Лысенко.

На фамилии Пастернак я, естественно, споткнулся: к семье, подумал, лауреата Нобелевской премии по литературе поэта и прозаика Бориса Пастернака конско-водские Пастренаки имеют отношение?

Таки да: прямое. Об этом я узнал из интереснейшего, во многом касающегося наших мест, исследования «Сивашская одиссея»:

«На территории хутора Конские воды стоял дом агента по продаже зерна. Агентом был В. Пастернак, обедневший дворянин, сумевший сберечь свою усадьбу в период коллективизации и работавший районным уполномоченным по заготовке зерна. Был он родным дядей нобелевского лауреата, поэта и прозаика Бориса Пастернака, который в 1933 году приезжал в Конские воды, чтобы спастись от голода. Будущий лауреат предлагал создать в местном клубе музыкальный кружок, сам отлично играл на гитаре. Но инициатива его не нашла поддержки, и он уехал. Его дядю в период оккупации немцы назначили старостой. Он лояльно относился к соотечественникам, упреждал вывоз молодежи в Германию. Люди Инженерного претензий к нему не имели. После отбытия наказания за сотрудничество с немцами, вернулся в село, где и был похоронен».

Ну а сам нобелевский лауреат оставил какие-то воспоминания о поездке в голодную сельскую глубинку? Да, оставил: «В начале 30-х годов, - рассказывал он, - было такое движение среди писателей - стали ездить по колхозам собирать материалы о новой деревне. Я тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. Но то, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно не укладывалось в границы сознания. После этого я год не писал».

 

Сегодняшний день Инженерного

Как я уже отметил, Инженерное является административным центром одноименного сельсовета, объединяющего сразу шесть сел. Непосредственно Инженерное, а также Украинское, Богатое, Новокарловку, Новофедоровку и Павловское. По уточнению сельского головы Натальи Кошель, на территории сельсовета проживет 2300 человек, которые выживают в основном за счет собственного хозяйства – работы в селах почти нет. Сельсовету подотчетны три школы [в Инженерном, Новокарловке и в Новофедоровке], детский садик, четыре фельдшерско-акушерских пункта, амбулатория семейной медицины и Дом культуры.

- А Художественная студия? – спрашиваю я, вспомнив самое красивое здание  Инженерного, в котором размещалась контора колхоза «Шлях до комунізму».

- Студия денег из бюджета не получает, - как-то по-будничному ответила Наталья Константиновна.

И добавила, заметив, видимо, насколько меня удивил ее ответ:

- Студию содержит фирма «Стелси». Это исключительно по инициативе ее генерального директора Сергея Крачковского было отремонтировано пришедшее в упадок здание колхозной конторы, в которое затем заселилась творчески одаренная детвора из Инженерного и окрестных сел. Вот такие у нас неравнодушные люди есть!

Местную девчоночью футбольную команду тоже опекают такие же неравнодушные люди. По замечанию директора Инженерненской средней школы Юрия Кириченко, команда эта действует с 2008 года. Возникла она по инициативе школьного учителя физкультуры Виктора Тоцкого [он и тренирует ее]. Первым администратором команды был учитель истории Владимир Манжос, ныне, к сожалению, покойный. В его память в мае будет организован футбольный турнир, который, как подчеркнул председатель Пологовской городской федерации футбола Николай Барабаш, станет традиционным.

Девчонки в свою команду [самые младшие ее участницы учатся в седьмом классе] влюблены безгранично. И только благодаря ей, пять выпускниц школы точно так же, как и их тренер, решили связать свою судьбу с преподаванием физкультуры.

Это, пожалуй, самая главная оценка труда инженерненских педагогов, заразивших шумной, исключительно, как принято считать, мальчишечьей игрой, тихонь-недотрог, как принято называть сельских  девчонок.

 

Летчик-герой, чуть-чуть не доживший до победы

Оказывается, с полей Великой Отечественной войны не вернулись домой 244 выходца из сел теперешнего Инженерненского сельсовета. В честь погибших земляков и воинов-освободителей установлены четыре памятника. А совсем недавно, в 2013 году, был отреставрирован воинский мемориал Славы в селе Новокарловка. По словам сельского головы Инженерного Натальи Кошель, только сельсовет потратил на реставрационные работы и благоустройство около 400 тысяч. Еще  600 тысяч помог найти Запорожской облсовет.

Новокарловку, кстати, основали выходцы из полтавской слободы Карловка, которой владели  соратник гетмана Мазепы, судья Полтавского полка Иван Красноперич, фельдмаршал Миних, получивший ее в качестве вознаграждения за успешный Крымский поход, фаворит императрицы Елизаветы Алексей Розумовский и, наконец, его младший брат, последний гетман Украины Кирилл Розумовский.

В далеком от нас 1910 году неподалеку от станции  Новокарловка немецкие колонисты братья Яков и Иван Вальманы начали строить фабрику по производству бумаги и картона. Строительство завершено было в 1913 году. Фабрика стала одним из первых промышленных предприятий Пологовского района.

Нынче ее нет. Напоминанием о ней остался лист бумаги на гербе Инженерного.

Но мы путь пока держим в сторону от Новокарловки. Нам в Новофедоровку нужно, где в 1922 году возникла первая в УССР коммуна. Поглазеть на нее в 20-е годы приезжала... рота зеев [от слова "ротозеи"]: от Троцкого до Горького, сопровождал которого писатель Федор Гладков [автор никем не читаемого романа «Цемент»], оставивший в своих заметках о путешествии на Запорожье вот такое замечание об украинским языке: «Зачем возрождать допетровскую эпоху, зачем гальванизировать украинский язык, который покрылся уже прахом. Все это только тормозит развитие социалистического строительства. Украинские писатели хотят конкурировать с русскими писателями, а выходит, только обезьянничают».

А мы все пытаемся выяснить, где искать истоки проклятой «русской весны», принесенной в 2014 году в Украину московской ордой.

Да вот они, под рукой. Внимательнее только начни вникать в то, что говорили о нас наши северные «братья».

В 1922 году, сразу после основания в селе коммуны, в Новофедоровку из Ореховского  района переселилась семья будущего героя войны, летчика-истребителя Владимира Денисенко.

В Новофедоровке он школу закончил, из  Новофедоровки же уехал на учебу в Запорожье.

А потом грянула война. В свои неполные 24 года, не доживший буквально несколько дней до Победы [погиб 25 апреля 1945 года в районе города Дрездена] старший лейтенант Владимир Денисенко – за 24 лично сбитых самолет противника, был награжден шестью орденами и удостоился звания Героя Советского Союза.

Процитирую в этой связи один из наградных листов, заполненных на него:

«12 Августа 1943 года, при выполнении задания в составе шести самолетов по прикрытию боевых порядков своих войск в районе Ахтырка, встретили группу из 36 бомбардировщиков и 12 истребителей противника. Несмотря на превосходящие силы противника, отважная шестерка вступила в бой, в результате которого были сбиты шесть бомбардировщиков и один истребитель противника. Потерь с нашей стороны не было. Остальные самолеты противника, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию. В этом бою тов. Денисенко лично сбил самолёт Ю-88 и обеспечил своему ведущему возможность сбить еще один самолёт противника.

2 Ноября 1943 года, выполняя задание в составе восьми самолетов по прикрытию боевых порядков своих войск в районе севернее Киева - Вышгород, встретили 40 бомбардировщиков и 20 истребителей противника. Отважная восьмерка, несмотря на превосходящие силы противника, вступила в бой, не давая бомбить боевые порядки своих войск. В этом бою тов. Денисенко был подбит, было полностью разбито хвостовое оперение его самолета, но тов. Денисенко, рискуя жизнью не оставил товарищей, сбил лично самолет противника ФВ-190 и пришел на свой аэродром одновременно с группой.

Во всех этих неравных воздушных боях тов. Денисенко проявил себя бесстрашным, мужественным летчиком, смелым воздушным бойцом».

Последние слова, которые выдохнул в эфир из своего горящего Яка летчик из запорожской сельской глубинки, были: «Прощайте, друзья! Помните…»

Помним. Всегда.

Фото Сергея ТОМКО

 

 

 

 



Создан 26 мар 2017