Сайт журналиста Владимира Шака

В небе – ХИАТ-650




На излете мая 2017 года – в пятницу, 27-го числа, украинские СМИ с удовольствием цитировали мнение премьер-министра страны Владимира Гройсмана о демонстрационном полете принятого на вооружение украинской армией самолета ГП «Антонов» Ан-70 [генеральный конструктор Дмитрий Кива]: "Смотрите, как хорошо летит, - написал на своей странице в Фейсбук премьер, - достойный представитель нового поколения средних военно-транспортных самолетов. Этот красавец позволит армии выполнять новые задачи. Желаю легких взлетов и мягких посадок!".

Молодцы «антоновцы», ничего не скажешь. Подняли настроение своим видеосюжетом из поднебесья [на youtube его можно найти по названию: «Демонстраційний політ літака АН-70»].

А у журналистов нашей газеты 27 мая не меньше положительных эмоций вызвал демонстрационный полет самолета ООО «Химические авиационные технологии» ХИАТ-650 [генеральный конструктор Виталий Ярыгин], тоже представляющего украинский авиарынок.

Полет этот, между прочим, был совершен в… запорожской сельской глубинке: под облака изящный ХИАТ ушел с аэродрома села Широкое, что в Веселовском районе. При этом из отечественной прессы на аэродроме находился только «МИГ».

Да что там находился!

Наш фотокорреспондент Сергей Томко лично участвовал в полете – в качестве пилота-наблюдателя [шутка].

Впечатлениями он обязательно поделится, но прежде я бы хотел описать техническую, скажем так, сторону вопроса.

 

Что летает над Широким

По объяснению директора ООО «Химические авиационные технологии» Виталия Ярыгина, его предприятие было основано в 1997 году – вместе с получением земельного участка [под аэродром и будущую производственную базу] в веселовском селе Широком, находящемся в десяти километрах от райцентра. Основным направлением деятельности предприятия является разработка и производство летательных аппаратов. Собственная производственная и летно-испытательной база включает в себя как сборочный цех, так и две взлетно-посадочные полосы категории Е, позволяющие выполнять полеты днем и ночью. Здесь же, в Широком, проживают и будущие сертифицированные[получившие, выражаясь по простому, летные права] пилоты – проходящие, в частности, летную практику курсанты Кировоградской летной академии.

На данный момент ООО «ХиАТ» разработало, серийно производит и продвигает на рынок авиационной техники самолет ХИАТ-650. В производстве используются современные технологические процессы и процедуры изготовления узлов и агрегатов из композиционных материалов.

Конструкция самолета, позволю себе еще несколько технических терминов, которые необходимы для понимая происходящего в запорожской сельской глубинке, представляет собой подкосный высокоплан с тянущей силовой установкой, однокилевым оперением, трехопорным неубирающимся шасси.

На рынке представлен в четырех вариантах исполнении:

*ХИАТ-650Б – базовый,

*ХИАТ-650УТ - учебно-тренировочный,

*ХИАТ-650УТ/CX - учебно-тренировочный, сельскохозяйственный.

*ХИАТ-650СХ – сельскохозяйственный

*** Летно-технические характеристики ХИАТ-650Б и ХИАТ-650УТ

Двигатель     ROTAX 914UL

Мощность    115 л. с.

Топливо        А-95

Воздушный винт  КиевПроп 183/1800

Экипаж     1+1

Взлетная масса  750 кг

Масса пустого   430 кг

Максимальная скорость   200 км/ч

Крейсерская скорость      160 км/ч

Скорость отрыва      65 км/ч

Практический потолок     3900 м

Разбег     150 м

Пробег   120 м

Емкость топливных баков   2х50 л

Расход топлива     20 л/ч

Дальность полета   800 км

Размах крыла     10,86 м

Длина     6,81 м

На самолетах ООО «ХиАТ» установлены аэронавигационные бортовые и хвостовой огни. В состав авиационного и радиоэлектронного оборудования входят: указатель скорости, высотомер, вариометр, магнитный компас, авиачасы, прибор контроля двигателя FLYdat, указатель давления топлива, система полного и статического давления, система контроля параметров полета, индикатор положения закрылков.

Напомню читателям: это я не о ГП «Антонов», с которого начал сегодняшнее повествование, речь веду, а о базирующемся в Веселовском районе обществе, отвоевывающем у авиагинтов свой кусочек просторных небес.

Для чего – расскажу во второй части материала.

 

На взлет!

Пока специалисты готовили к полету самолет, который должен был взять на борт нашего фотокорреспондента, начала портиться погода: со стороны Веселого набежал свежий ветер, вслед за котором заявился… смерч. Нисколько не шучу: мы видели самый настоящий атмосферный вихрь… только миниатюрный. До громоздившихся на небесах овцеподобных облаков он не дотягивался, но уважение к себе таки вызывал.

С поправкой на увиденное, пилот-инструктор Игорь Карманов получил предполетные рекомендации от шефа – генерального конструктора и директора ООО, и бело-красный ХИАТ-650УТ шустро вырулил на взлетку.

Там он, осмотревшись, прокатился метров около ста в сторону аэродромного КП, после чего развернулся и, разбежавшись, легко оторвался от земли.

Сделав круг над нами, машина ушла по направлению к Веселому, где, заметив ее, тамошний диспетчер тут же сделает запрос: сообщите, мол, цель вашего полета. Борт номер такой-то, был четко выдан ответ в эфир, выполняет демонстрационный полет с представителем запорожской газеты.

Диспетчер одобрительно кивнул головой и ХИАТ, набирая высоту – до 1300 метров, уходит от райцентра в просторные, казавшиеся сверху еще более просторными, чем с земли, поля.

Ну а  минут через десять, пройдя со снижением над устьем реки Большой Утлюк [по уверению миговского фотокора, он при этом даже разглядел, как лягушки в воде состязались в плаваньи – настолько сверху различимы самые мельчайшие мелочи], самолет благополучно вернулся домой.

 

В начале осени 2013 года в Широком принимали зарубежных гостей: в ООО «ХиАТ» прибыла серьезная делегация кубинских авиационных специалистов - во главе с бригадным генералом ВВС Кубы.

Цель визита генерал тогда сформулировал точно так же, как нынче, пролетая над Веселым с нашим фотокором, по запросу с земли, сформулировал цель полета пилот ХИАТ-650УТ - четко и лаконично. Куба, подчеркнул генерал, готова приобрести 70 самолетов, произведенных компанией «ХиАТ». Расчет гости собрались произвести в рублях. За деньги, как потом станет известно, российского авиакомплекса им. Ильюшина, который не производит сельскохозяйственные самолеты класса ХИАТ. Их, кстати, и в Украине только ООО «ХиАТ» производит.

Хотя, если бы их применяли на сельхозработах только в двух соседних районах Запорожской области - в Веселовском и Великобелозерском, аграрии этих районов, как оценили в ООО, могли бы получать прибыль, исчисляемую… впечатлительных прошу присесть… в миллиард. Долларов США.

Кубинцы, похоже, такие расчеты – применительно к своим землям, тоже сделали. Поэтому и приехали в Веселое на переговоры.

Однако международный контракт на поставку авиатехники не был заключен по причине известных всем событий конца осени 2013 – начала зимы 2014 годов.

- А Запорожской области, Виталий Михайлович, - полюбопытствовал я у директора общества «ХиАТ», - сколько нужно ваших самолетов, вы прикидывали?

- Конечно! Двести штук.

- И можно будет получать миллиардные прибыли?

- Да, но при условии, если мы перестроим подход к ведению сельского хозяйства: будем развивать его с применением высокодоходных интенсивных технологий, а не как сейчас – трудозатратных и малоэффективных экстенсивных.

Так что, пора строить самолеты для наших аграриев?

Очень надеюсь, что да.

 

 

 

 

 

Фото Сергея ТОМКО и из архива Виталия Ярыгина



Обновлен 10 июн 2017. Создан 26 мар 2017