Сайт журналиста Владимира Шака

Баба на обочине – жди беды




По давнему поверью, несчастья в дом могут нагрянуть вместе с потревоженными каменными изваяниями, оставшимися на Запорожье с половецких времен

 

Поверье народное, конечно же, можно оценивать по-разному. Но страх и уважение половецкие бабы [так чаще всего называют степные каменные изваяния, хотя далеко не все они принадлежали половцам], которых сохранилось у нас достаточно много, внушали всегда. И, хотя большая половина из них - мужеского, скажем так, рода, название «бабы» закрепилось за ними из далекой седой старины. По одной из версий, оно происходит от тюркского слова «бал-бал» - каменная скульптура.

С некоторых пор очередная половецкая баба пополнила, например, коллекцию Пологовского районного краеведческого музея. И появление ее здесь носит налет таинственности. Во-первых, ни по каким музейным реестрам баба эта за пологовской землей не числилась. В музей ее привез местный бизнесмен - большой любитель и коллекционер предметов давней истории. По его словам, каменную скульптуру он обнаружил случайно. Возвращаясь однажды из дальней поездки, остановился на отдых возле негустого леска и, выйдя из машины размяться, набрел на непонятный каменный предмет, схоронившийся в придорожном кустарнике.

Предмет и оказался ничейной каменной бабой. Крохотного, правда, росточка. Удивленный и, вместе с этим, обрадованный находкой, бизнесмен решил пополнить изваянием собственную коллекцию. Какое-то время она и украшала ее - на зависть коллегам по бизнесу. А потом…

- А потом, - рассказывает директор Пологовского краеведческого музея Ирина Садовая, - на него вдруг свалились неприятности. Бизнес не заладился, стали финансовые проблемы одолевать, с друзьями непонимание возникло. И, если не ошибаюсь, даже смерть кого-то из близких настигла вскоре нового хозяина каменной бабы. И надумал он отдать ее нам в музей. От греха подальше.

- В музее баба «прижилась»?

- Думаю, ей уютно в компании с другими. А вот некоторое сомнение в подлинности новый экспонат у нас вызывает. Однако окончательного заключения специалистов мы пока не получили. Но по тому, - добавляет Ирина Павловна, - что количество посетителей нашего музея постоянно увеличивается, можно судить, что новая прописка недавней лесной обитательнице пришлась по душе.

Старший научный сотрудник запорожской инспекции по охране памятников истории и культуры Ирина Тихомирова, которую я попросил прокомментировать фотоснимки пологовской находки, подтвердила ее историческую ценность и подлинность. Добавив, что баба эта когда-то, видимо, была грубо сброшена с кургана [о чем свидетельствуют повреждения на ней], и даже расколота - скажем, при транспортировке в ближайшую лесополосу. Потому и росточек у бабы никудышний - нижняя часть скульптуры, скорее всего, так и осталась где-нибудь в кустарнике. Может, нашедший бабу сам не стал ее брать, посчитав лишней.

А поверье... Подтвердил его справедливость и директор Запорожского областного краеведческого музея Георгий Шаповалов. Дело в том, что однажды аналогичную, половецкую, бабу приобрел для украшения своего интерьера один известный запорожский банк: ну, мода такая на древних баб пошла. Недолго, однако, находилась гостья из прошлого в банке. Вернули ее банкиры все под тем же предлогом: неприятности стали преследовать коллектив. И решили банковские служащие держаться подальше от безмолвных загадочных баб.

2002

 

***В тему

Искали деньги, а нашли… замурованную бабу

Еще одна каменную бабу – причем, скифскую, а не половецкую, в Пологовский районный краеведческий музей привезли из села Чубаревка, где она многие десятилетия пролежала… в фундаменте

По словам директора музея Ирины Садовой, обнаружили бабу вот при каких обстоятельствах.

Давно-давно, еще до событий 1917-го года, в Чубаревке [тогда село, разумеется, по-иному называлось] объявился богатый пан по фамилии Бондаренко. Купил себе землицы, обзавелся хозяйством. Со временем построил добротный дом и капитальный амбар. После революции пролетарской, однако, хозяйство его прахом пошло, а дом и амбар местный народ разобрал на кирпичи [сам пан за границу сбег] - до фундаментов.

По прошествии еще многих десятилетий кто-то из стариков припомнил вдруг, что хозяин снесенных с лица земли построек, для их надежности, закладывал будто бы в фундаменты большие деньги. Припомнили старожилы дальше, что денежка немалая именно в фундамент амбара была заложена. Ну и вызвались два местных жителя проверить, так ли это.

Долго-предолго пришлось долбить им на совесть сложенный фундамент. Увы, богатств припрятанных в нем не нашлось. Зато обнаружилась каменная баба [к скифским, более ценным, нежели половецкие, ее отнесут потом специалисты], замурованная под одним из углов бывшего амбара. Для чего - непонятно.

Чтобы баба не нарушала кладки, строивший амбар пан взял да и обрубил ей лицо и частично - туловище: подровнял, иными словами, древнюю скульптуру. И она отомстила за такое надругательство: ни амбара ведь давно в Чубаревке нет, ни пана хозяйственного...

Однако поисковики находку свою не бросили, а, прикатив ломами, установили возле дома. Оттуда она и переселилась, наконец, в музей.

***

Раньше среди баб встречались двухголовые?

Странная каменная степная баба обитает в Приморске - в местном краеведческом музее. Странность ее в том заключается, что в юности своей она была... двухголовой. Почему ее такой сделали древние камнетесы, уму непостижимо. Может быть, именно так они и представляли идеал женщины: мощная чтобы она была и обязательно с двумя головами.

Кто со временем вторую голову бабе странной снес, предположить не сложно. Скорее всего, братья-христиане, расселившиеся после князя Владимира, крестившего Русь, по дикой приазовской степи и посчитавшие изваяние каменное двухголовое оскорблением чувств истинного христианина. Ведь если, рассуждали последователи учения Христа, человек создан по Божиему образу и подобию, то откуда ж могла взяться у бабы степной вторая голова? Это чье ж подобие вырисовывается? Почти змей-горынычево!

Хотя... Может быть, счастье бабы этой странной немалое, что вторая голова ее затерялась где-то в ковылях приазовских. В эпоху кризиса-то, который нас постоянно одолевает, с двумя ртами, согласитесь, ох, как непросто прожить...



Обновлен 20 июн 2017. Создан 29 окт 2016