Сайт журналиста Владимира Шака

Энергодарские маяки




Две трубы Запорожской ТЭС, которые можно разглядеть даже из космоса, входят в пятерку самых высоких инженерных сооружений Украины и в тридцатку самых высоких труб мира

 

Согласно обнародованному на всезнающей Википедии «списку самых высоких зданий и сооружений Украины», выше энергодарских труб-маяков будут только

телебашни в Киеве [385 м] и в Виннице [354 м],

дымовые трубы ТЭЦ-5 [330 м, Харьковская область] и Зуевской ТЭС [330 м,  Донецкая область].

Пятую позицию ТОП-5 самых высоких сооружений Украины занимают сразу четыре дымовые трубы: две – Запорожской ТЭС [город Энергодар] и две - Углегорской ТЭС [город Светлодарск Донецкой области]. Все четыре – по 320 метров высотой.

Для сравнения: высота известной, наверное, каждому жителю Запорожья местной телевышки, что на улице Матросова находится, – 196 метров. Подростком будет выглядеть рядом с энергодарскими гигантами.

 

Специалисты по дымовым трубам были одни на весь СССР

Кроме этого, трубы Запорожской ТЭС занимают 25-ю строчку в списке самых высоких труб мира.

Рекордсмен здесь – дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2 [Казахстан], высота которой составляет… 419,7 метра. И ее, и трубы в Энергодаре сооружало одно и то же предприятие – московский трест «Спецжелезобетонстрой». В свое время это было единственное в СССР предприятие, специализировавшееся на строительстве дымовых труб для промышленных предприятий. При этом в Энергодаре специалисты «Спецжелезобетонстроя» в 1972 году впервые в СССР возвели трубу, которая превысила отметку в 300 метров, достигнув, таким образом, высоты низко летящего самолета.

Это была труба Запорожской ГРЭС, возле которой – одновременно со строительством станции, шло строительства будущей украинской столицы энергетики – города Энергодара.

Кстати, если кто не знает, чем ГЭС отличается от ГРЭС: гидроэлетростанция использует исключительно энергию воды, а государственная районная электростанция производит электроэнергию, используя уголь, например, или газ.

Сегодня работающую на отечественном угле бывшую Запорожскую ГРЭС имени 25-го съезда КПСС называют двояко – длинно и коротко. Длинное [и полное] название станции звучит так:

обособленное подразделение «Запорожская тепловая электрическая станция» публичного акционерного общества «ДТЭК Днепроэнерго».

Чаще же энергодарскую электростанцию, которая является самой мощной в Украине тепловой станцией, именуют много короче:

ДТЭК Запорожская ТЭС.

Сразу оговорюсь: вникать в ее работу у меня нет никакого желания. А вот о трубах ТЭС, которые сами энергодарцы нередко называют маяками, уверяя, что их можно разглядеть даже из космоса, я расскажу.

Мне самому было интересно узнать о них побольше: они ведь действительно впечатляют. И действительно видны… очень издалека, скажем так. Включая города и села, расположенные на противоположной – от Энергодара, стороне Каховского моря.

Любопытной информацией об энергодарских дымных маяках охотно поделилась заведующая музеем ДК "Современник" города Энергодара Татьяна Христиченко, за что ей персональное спасибо.

 

С чего начинался Энергодар

Как вспоминал первый директор ЗаГРЭС [а затем и первый директор ЗАЭС] Леонид Прохоров, «12 июня 1970 года машина неопределенной модели мчала меня на юг Запорожской области. По сторонам мелькали незнакомые населенные пункты с нарядными домиками в зелени отцветающих деревьев…

Предложения о переводе [из Крыма, - авт.] на строящуюся Чернобыльскую АЭС, а затем на ЗаГРЭС для меня тогда оказались неожиданными. Тем более неожиданным оказалось назначение на строящуюся ЗаГРЭС.

В кармане у меня лежал приказ министра о назначении гл. инженером строящейся ЗаГРЭС и удостоверение.

Мелькнул дорожный указатель «Днепровка». Машина повернула вправо и покатила по свежему асфальту на запад. За каналом орошения асфальт заменила дорога из плит, в конце пути были установлены два грузовика бортами друг к другу, покрытые кумачом.

Стояли в ожидании митинга человек 300-400. С левой стороны от трибуны находилось накрытое покрывалом какое-то сооружение. Справа, вдали от трибуны, возвышался плакат «Здесь будет город энергетиков». Стрелки указывали направление главного корпуса, а кругом необъятные «кучегуры».

Митинг прошел по-деловому быстро. По команде было сброшено покрывало, под которым оказался камень в честь ознаменования начала строительства самой крупной в мире Запорожской ГРЭС.

Откуда-то выползли шесть бульдозеров и по команде Хеноха Рема Германовича [начальника стройки] начали отсыпать призму дороги к главному корпусу ГРЭС.

Это было начало».

Естественно, в книге воспоминаний первого директора «Железный поток» нашлось место и для интересующего нас высотного объекта: «Основное внимание требовала дымовая труба 320 м, на строительство которой технологического времени требовалось больше, чем на основные объекты станции. Частично решение было найдено: решили применить сборный газоотводящий ствол из кремнебетона. С этой задачей успешно справился коллектив треста «Южэнергомонтаж».

 

Авиация для трубы тоже понадобилась

Ну а непосредственно сооружение первой высотной трубы ЗаГРЭС - с подвесным газоотводящим стволом из сборных кремнеземнисто-бетонных панелей, начато было без нескольких дней 45 лет назад: 5 ноября 1971 года. При этом, до 1 января 1972 года специалисты московского треста «Спецжелезобетонмонтаж» [четыре бригады общей численностью в сто человек]  вышли на высоту в 30 метров, а в марте уже штурмовали 80-й метр.

Чтобы представить грандиозность сооружения, достаточно пробежать глазами некоторые – особо важные, цифры:

высота трубы – 320 метров, диаметр фундамента в нижней части – 29 метров,  в самом верху труба сужается до девяти метров; толщина стен: внизу – 85 см, вверху – 23 см.

Для такой махины, естественно, требовалось массивное основание. И оно таким и было: в котловане диаметром в 50 метров строители увязали… 600 тонн стальной арматуры и уложили семь тысяч кубометров бетона.

Кстати, с проектированием трубы случилась задержка, поэтому строителям пришлось наверстывать упущенное время. Работы шли по скользящему графику и днем, и ночью. Были предусмотрены даже капризы погоды. Заблаговременно приобрели и сшили огромное полотнище брезента. И оно не раз выручало: как только начинался дождь, над котлованом сразу же распахивался брезентовый шатер.

Обычно дымовые трубы облицовывают кирпичом. Чтобы выполнить кирпичную кладку в трубе такой высоты, потребовался бы год работы. Здесь же решили испробовать, как уже отмечал первый директор станции, новый футеровочный материал: изготовленные из кремне-бетона плиты. Эксперимент увенчался успехом:  начав футеровку в ночь на 2 декабря 1971 года, строители закончили ее 30 декабря, меньше, чем за месяц.

Между прочим, на сооружении трубы применялась даже авиация: вертолет Ми-6, с помощью которого устанавливались царги – это нечто вроде трубы в трубе, если объяснять коротко.

И последний важный факт. Когда 7 января 1973 года Леонид Прохоров и Рем Хенох повезли в Запорожье акты ввода на три энергоблока ЗаГРЭС, 320-метровая дымовая труба в будущей энергетической столице Украины уже была смонтирована. Сооружение ее было завершено 14 октября 1972 года – на десять месяцев раньше технологического графика [вторую трубу станции Госкомиссия приняла в эксплуатацию 28 августа 1975 года].

 

***В тему

ТОП-10 высотных сооружений и инженерных конструкций Запорожской области

Рейтинг возглавляют энергодарские трубы-маяки высотой в 320 метров каждая.

Далее идут:

телетрансляционная станция "Зоря"  в Бильмакском районе [240 м]. Построена в 1969 году [по другим данным – в 1973-м]. Известна тем, что на ней – как на самой высокой телевышке Запорожской области, в честь 25-летия обретения Украиной государственной независимости, был поднят украинский флаг;

телебашня в Мелитополе [216 м]. Построена в 1970 году. Принадлежит концерну РРТ [радиовещания, радиосвязи и телевидения]. Рядом с телебашней находится мачта [высотой в 200 метров], которая принадлежит Укртелекому. Построена в 1959 году при строительстве Всесоюзной РРЛ-1 Москва-Симферополь. На тот момент мачта имела высоту 184 метра и была самой высокой в УССР;

кран на строящихся в Запорожье мостах через Днепр. Высота его, как уверяют руферы - вместе со стрелой, около 200 метров;

телебашня запорожского филиала концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения [196 м]. Построена в 1959 году;

три мачты на Хортице [74,5 м]. Электроопоры, стоящие на Совутиной скале, были возведены в 1930-32 годах. В конце Великой отечественной были подорваны и восстановлены в 1945-49 годах. На этот раз уже только по три опоры на каждом берегу. Фундамент взорванной в войну четвертой опоры до сих пор виден в южной части скалы. Между мачтами-опорами имеется сплошная переходная площадка, позволяющая перемещаться между опорами сверху при их обслуживании;

бизнес-центр «Eco tower»  [66 метров, 19 этажей]  в Запорожье, возле кинотеатра  «Байда». Построен в 2009 году. Является самым высоким зданием Запорожья.

Энергодар. Прямо по курсу - Запорожская ТЭС

Трубы Запорожской ТЭС

Телевышка в Бильмакском районе

Телебашня и телемачта в Мелитополе

Кран на строящихся в Запорожье мостах через Днепр

Телебашня в Запорожье

Три мачты на Хортице

Бизнес-центр Eco tower в Запорожье

Фото из Интернета и карты Google

 

 

 

 

 

 

 



Обновлен 25 мар 2017. Создан 25 окт 2016