Сайт журналиста Владимира Шака

Авария на переезде в Марганце




Как оказалось, она стала следствием аварии под Запорожьем

 

Роковое утро

В 8.30 утра 12 октября 2010 года трактор МТЗ-80 с самодельным прицепом, двигаясь в сторону села Петровское, что в Запорожском районе, выехал на запрещающий сигнал светофора на неохраняемый железнодорожный переезд [железнодорожное полотно там пересекается с автодорогой Широкое – Долинское – Беленькое] и столкнулся с товарным поездом. Как потом выяснилось, машинист издалека увидел стоявший перед переездом трактор – видимость на переезде до статочная в обе стороны, но, когда до пересечения с дорогой оставалось около ста метров, МТЗ неожиданно выехал на рельсы. Экстренное торможение не помогло избежать столкновения. Трактор поездом протянуло еще на 370 метров. Тракторист, 65-летний житель села Петровское, погиб.

В 9.02 на перегоне «Блок-пост 114-й километр – Марганец» на переезде, оборудованном звуковой и светофорной сигнализацией, произошло столкновение локомотива «ВЛ-8 №1583» [«ВЛ» – это, кстати, «Владимир Ленин»] с рейсовым автобусом «Эталон», в салоне которого находилось 52 пассажира. Согласно официальному разъяснению пресс-службы Приднепровской железной дороги, локомотивная бригада депо Кривой Рог в составе машиниста Юрия Косова и помощника машиниста Александра Могильного вела локомотив по установленным требованиям Правил технической эксплуатации. Замечаний к техническому состоянию «Владимира Ленина» и железнодорожной магистрали не имелось. За пятьсот метров до переезда локомотивная бригада увидела автобус, который, как и полагалась, остановился. В соответствии с регламентом, машинист подал звуковой сигнал – достаточно громкий. Несмотря на этот сигнал и, несмотря на запрещающий сигнал охранной сигнализации переезда, автобус начал движение в сторону колеи. Машинист применил экстренное торможение. К сожалению, столкновения избежать не удалось.

По уточненным данным, локомотив, вес которого составляет 180 тонн [он двухсекционный], приближался к переезду со скоростью 75 километров в час. Экстренное торможение применено было за 175 метров до переезда. Фактический тормозной путь составил 600 метров. От страшного удара [жители ближайших к переезду домов сравнивают его со взрывом] автобус буквально разорвало. Погибли 40 человек, включая водителя. Еще пятеро скончались в ближайшие три дня в больнице. По количеству жертв автокатастрофа на железнодорожном переезде в пригороде Марганца – поселке Городище, стала самой масштабной за годы независимости Украины.

Следующий за днем катастрофы день – 13 октября, был объявлен в Украине днем траура.

Расходы по лечению пострадавших и похоронам погибших государство взяло на себя. Кроме этого, из резервного фонда на каждого погибшего было выделено по сто тысяч гривен.

 

Как это было

Единственным очевидцем трагедии на переезде, оказывается, стал бывший работник карьера Петр Васильевич. Пенсионер как раз и видел автобус, остановившийся на подъезде к переезду, где мигал красный светофор и звенел специальный переездный звонок [кстати, лет 15 назад переезд в Городище охранялся и на нем имелись шлагбаумы. Реорганизация на нем произошла по причине отсутствия средств]. По словам Петра Васильевича, водитель не просто остановился – он даже вышел из автобуса. А когда на путях слева появился локомотив, который, приближаясь к переезду, подал громкий звуковой сигнал, сел в маршрутку и… поехал. Прямо под локомотив. Почему он так поступил, уже никто ответа не сыщет. К слову, о водителе [он родом из Городища, имел двадцатилетний стаж управления пассажирским транспортом], как и в целом о шоферской бригаде, работающей на маршруте, люди отзываются по-доброму: претензий, мол, к ним никогда не было.

 

День траура

Через день после трагедии, 14 октября, в Городище – так в народе называют пригород Марганца с железнодорожным переездом, хоронили 28 погибших. Можно сказать, что в этот день весь поселок превратился в одну массовую похоронную процессию. Горе жителей Городища описать невозможно никакими словами. Некоторые ведь потеряли по два, по три близких человека: по роковому стечению обстоятельств, в битком заполненном «Эталоне» утром 12 октября оказались целые семьи. Все вместе они проехали тогда всего 1100 метров – такое расстояние отделяет конечную остановку маршрутного автобуса от злополучного переезда.

Пассажирами маршрутки тем утром жители Городища оказались по разным причинам. К примеру, 73-летняя Валентина Андреевна, которая до выхода на пенсию работала в хлебопекарне и за свой труд была удостоена ордена, ехала в Марганец за пенсией. Главный специалист отдела по назначению социальной помощи и жилищных субсидий 42-летняя Елена возвращалась в Марганец из Городища, где встречалась с жителями поселка, подавшими документы на получение субсидий. Ее ровесница Лариса, почувствовав недомогание, решила навестить врача-кардиолога. Супруги Анатолий и Валентина [оба – пенсионеры] намеревались приобрести в Марганце курточку для        13-летнего внука Романа. В Марганец, а по вторникам там [в районе железнодорожного вокзала] работает недорогой вещевой рынок, они отправились все вместе. Вместе их и хоронили в минувший четверг.

Еще одна семейная пара – 48-летний бывший шахтер Юрий и его  43-летняя супруга Наталья, в Марганец отправилась тоже на рынок. А заодно Юрий собирался забрать у младшего брата свою машину, на которой тот уехал на работу – его собственное авто сломалось накануне. Выехали. И проехали, как я уже говорил, 1100 метров. Сиротами остались сын и дочь этих добрых, отзывчивых людей, как их в один голос характеризовали соседи. У Натальи в переполненном «Эталоне» еще и мама находилась. Она, как и другие пенсионеры городищенские, тоже решила выбрать льготный [бесплатный, т.е.] рейс в Марганец. И погибла. Ее тоже хоронили 14 октября.

 

Трагедия на переезде под Марганцем: год спустя

Годовщина роковых событий в пригороде Марганца, имевших место 12 октября 2010 года, еще раз подтвердила, насколько мы взаимосвязаны в этом хрупком мире и как бережно нам нужно относиться друг к другу. Особенно в тех случаях, когда именно от нас зависят здоровье и жизнь находящихся рядом с нами людей.

С первого июня 2011 года железнодорожный переезд в Городище закрыт: с обеих сторон прямо на проезжей части уложены мощные железобетонные блоки. Объехать их невозможно. Движение транспорта осуществляется по новому мосту, переброшенному через железнодорожные пути чуть поодаль от того места, где год назад остановился электровоз «Владимир Ленин» с растерзанной маршруткой.

Показалось символичным, что первым сооружением, встречающим теперь въезжающих в Городище, стал красавец Свято-Троицкий храм. В годовщину трагедии, 12 октября 2011 года, возле храма было многолюдно – здесь был освящен памятник, на котором выбиты фамилии всех погибших на переезде.

У подножия памятника лежали живые цветы, а с левого бока горела лампадка. Возле нее кто-то оставил два каштана.

К горлу невольно подступил ком, а в памяти всплыла картина годичной давности: железнодорожные пути, убегающие в сторону Запорожья, по которым разбросано имущество погибших в маршрутке – картошка и грецкие орехи, так и не доставленные тем, кому их везли.

Сегодняшние каштаны возле памятника напомнили прошлогодние орехи на путях…

Заговорив с одной из задержавшихся у памятника женщин, с удивлением узнаем, что Нина Ивановна – мама Оксаны Бойченко, одной из немногих, кому удалось выжить после столкновения маршрутки с электровозом.

– Я всех погибших знала, – рассказывает собеседница. – Среди них есть родственники, есть просто знакомые. Все, что произошло тут год назад, это ужасно. Это нельзя передать словами.

Вскоре возле памятника появляется и Оксана. Оставляет цветы, отходит в сторону.

Перво-наперво интересуемся здоровьем девушки.

– Головные боли не оставляют, – жалуется она. – А в начале ноября меня ждет плановая операция. У меня в правой травмированной руке находится пластина специальная, ее нужно будет извлечь. И потом начну разрабатывать руку.

По странному стечению обстоятельств, 12 октября 2010 года Оксана попала в роковую маршрутку совершенно случайно: могла уехать в Марганец на работу с дядей или на другом автобусе. Но не уехала. “Кто-то, – рассуждает она вслух, – как будто бы специально посадил меня в ЭТОТ автобус. И позволил выжить”.

По словам Оксаны, у многих пассажиров ТОГО автобуса было хорошее настроение. Пассажиры переговаривались между собой, обсуждая последние поселковые новости. Сама же Оксана – она находилась на заднем сиденье, пыталась кому-то дозвониться. А, не дозвонившись, приподнялась, чтобы положить мобилку в карман брюк. И метрах в ста пятидесяти увидела мчащийся по рельсам электровоз. Маршрутка в этот момент въезжала на переезд...

От удара о ближайший железобетонный столб, на котором укреплена контактная сеть, маршрутка разломилась и из нее стали выпадать пассажиры. Прямо на пути.

Оксана тоже выпала. И чудом осталась жива.

– А мой друг Славик погиб, – говорит подошедший к нам сельчанин по имени Григорий Николаевич. И добавляет: – В момент аварии я находился неподалеку от переезда. Услышав удар, бросился к путям. Подбежал и увидел двух сидящих на земле – их первыми выбросило. Остальные лежали вдоль полотна. Мертвые. Славик – тоже. Не приведи Господи кому-то видеть то, что видели в тот день мы.

Я молча киваю головой. У меня нет слов, чтобы объяснить, почему в мирное время обычный пригородный поселок в один миг потерял 45 человек убитыми.

А еще семеро даже спустя год после произошедшего продолжают залечивать раны. Телесные и душевные.

2010, 2011

 



Создан 20 окт 2016