Сайт журналиста Владимира Шака

«Забудьте о том, что видели НЛО!»




Именно так настоятельно порекомендовали на земле вернувшемуся из дальнего полета экипажу самолета Ту-95К, в составе которого находился офицер из Запорожья Александр Безгрешный

 

Бывший капитан ВВС СССР, запорожец Александр Безгрешный в дальней авиации, в должности оператора радиоэлектронной борьбы, отслужил 26 лет. Трижды «ходил» на Китай - для забора воздуха после атомных взрывов, осуществленных китайцами, и многожды - в Тихий и Ледовитый океаны, где его экипаж охотился за американскими авианосцами.

Сегодня Александр Иванович рассказывает о чрезвычайных происшествиях в воздухе, свидетелем которых он был.

 

Вещий сон

Как я узнал от собеседника, его задача в полете заключалась в поиске и фиксации работы всех радиостанций - на земле, в небесах, на воде: везде, одним словом! А экипаж махины Ту-95К состоял из девяти человек, которые в полет уходили... трудно в это поверить! - на 32 часа 30 минут, забираясь из Семипалатинска, где в 42-х километрах от Семипалатинского ядерного полигона базировалась авиачасть запорожца, до Канады и Америки - через Северный полюс.

- Полет такой, Александр Иванович, очень сложен?

- Голова к его окончанию просто дурной становится! Но я о другом хочу вам сообщить: о случаях, не вписывающихся в привычные рамки восприятия действительности. Согласны выслушать?

- Давайте тогда к ним и перейдем.

- В апреле 1973 года у нас проходили учения, за которыми следил лично министр обороны. Отличие от обычных учений тут в чем? В том, что мы не знали, когда конкретно поступит команда на вылет. Поэтому с аэродрома нас не отпускали - поселили в аэродромной гостинице. Ну, отдохнули после занятий. Пошли в футбол играть. А у меня мысль в голове вертится: вдруг ногу сломаю?

- С чего она появилась?

- Сон приснился, от которого не по себе утром стало.

- Секрет, что приснилось?

- Не секрет, но... Буквально накануне я закончил читать трилогию Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев». В ней такой же сон описан - его перед насильственной смертью [через удушение] царь Петр Третий видел. Нехороший сон!

- Футбол чем закончился?

- Нормально закончился! Без повреждений. Вернулись в гостиницу, спать легли. Уже в полудреме подумал: слава Богу, все обошлось. Как оказалось - я ошибался! Только заснули - тревога. И приказ: через полюс добраться до Аляски и Канады. Вылетели. А над Уралом с правой стороны неожиданно двигатель стал отказывать - масло из него вытекать начало.

- Это очень опасно?

- Конечно, заклинить же может двигатель! Доложили о ЧП на землю. Оттуда приказ следует: возвращайтесь по своему маршруту. Но самолет же полностью горючим заправлен! Стали сливать поэтому его прямо в воздухе. А в 3.30 штурман докладывает: “Командир, слева горят второй двигатель и плоскость”. “Как? - удивляется командир. - У нас же неполадки справа!” К ним, получается, еще и пожар слева добавился. А мы уже аэродромные огни видим. Включили пожарную систему - не помогает: как полыхало, так и полыхает. Остановили горящий двигатель. Самолет развернуло от этого, а у меня такое впечатление сразу возникло - словно на телеге дальше поехали.

- Страшно стало? Ведь, насколько я понимаю, двигатель и крыло не могут бесконечно гореть!

- Обычно не более пяти минут движок полыхает, а потом плоскость коробится, баки взрываются... Страшно, в общем-то, не было. Но вот сон опять вспомнился! “Елки-палки, - думаю, - в отпуск сходить не успел!” А с кормы доклады стрелка-радиста - прапорщика - следуют, который не терял чувства юмора: “Командир, хорошо горим: уже куски дюрали отлетают!” “Командир, уже бак вздулся - на грушу теперь похож!” - рванет, мол, вот-вот. Командир после этих докладов принимает решение садиться сходу - с разворота на 180 градусов, не выпуская закрылки. И плюхнулись мы! Техсостав подъехал, через какое-то время - пожарные. Не допустили взрыва самолета! А я до сих пор понять не могу: КТО через сон пытался меня предупредить о грядущей опасности? Об отказе техники!

 

«Считай, что ты мне об НЛО не докладывал!»

- В конце декабря 1973 года, точнее - 23-го числа, - продолжает рассказ об аномалиях в воздухе Александр Иванович, - мы летели в районе Новой Земли. Командиром был майор Белов - из наших, из запорожцев. Настоящий офицер и настоящий командир! Глубокая ночь за бортом. И тут штурман докладывает: “Слева появился непонятный объект. Удаление - два километра”.

- Как выглядел он?

- Обычный прямоугольник напоминал. Длина его была - 50 метров, высота - четыре, ширина - метров семь. Мы даже грани видели отчетливо. Шел объект параллельно нашему курсу

- А цвет какой?

- Металл остывающий видели? Темно-желтый цвет имел наш спутник.

- Выходит, рядом с вами летел огромный кусок металла прямоугольной формы?

- Точно так! Естественно, все сразу к иллюминатору прильнули - рассматривать стали диковину летающую.

- О ее появлении сообщили на землю?

- Нет, но запись в бортжурнале сделали: обнаружили, дескать, в такое-то время неопознанный объект такой-то формы.

- Долго он вас сопровождал?

- Семь минут. После чего, безо всякого маневра, резко отвернув влево, моментально исчез. Развив огромную скорость.

- На большой высоте рассказанное вами случилось?

- Шли мы по международной линии на высоте 11250 метров на скорости 820 километров в час.

- Интересны ваши ощущения, Александр Иванович.

- Любопытство охватило всех!

- А это не обман зрения был?

- Одного зрение может обмануть - согласен. Но в самолете находились девять человек! И все следили за полетом объекта. В бортжурнале нарисовали, как он выглядел.

- И какая реакция на земле последовала на ваш доклад?

- Старший штурман дивизиона был категоричен: “Забудьте о том, что видели НЛО!” Но ведь он был! - пытаюсь возражать. “Считай, что ты о нем мне не докладывал!” - завершил дискуссию штурман.

 

«Как только мы подошли к шару, нас охватил неописуемый страх»

- Года через два, - после недолгого раздумья собрался с мыслями мой собеседник, - я служил в экипаже, которым командовал офицер по фамилии Некрасов. Прекрасный летчик и очень порядочный человек! Возвращались однажды с очередного задания - тоже глубокой ночью, и вдруг с кормы сообщение радиста получаем: “Слева нас догоняет непонятный шар”. И точно: наш самолет догнал странный объект и пошел с нами параллельным курсом. Будто присматриваясь невидимыми глазами и прислушиваясь невидимыми ушами. Ничего же на шаре не выделялось: ни иллюминаторы, ни антенны! Ровную поверхность наблюдали мы.

- Большой шар был и как далеко от вас он находился?

- Диаметр объекта - около 20 метров, цвет - серый. Расстояние до него - километра полтора. И командир предлагает: “Давайте ближе подойдем!” Ну и взял чуть влево. Что потом произошло - мы толком не поняли: словно бы ощетинился шар, что ли - увеличился в размере... вроде как щитки открыл. И в этот момент нас охватил невероятный, неописуемый страх! Прямо-таки пригибало всех от него... Вы понимаете, со многим в полете сталкиваться пришлось за годы службы - даже пожар пережил, о котором мы уже говорили. Неприятно тогда было - факт, но страха такого, как при встрече с шаром, ужаса, парализующего рассудок, я не испытывал никогда в жизни. И никому не советую такое испытать.

- Шар как повел себя после вашего маневра?

- Ушел! Как растворился в ночи.

- Зафиксировали в бортжурнале его появление?

- Не стали, раз на земле нам упоминать об НЛО запретили.

- О чем-то подобном от других летчиков слышали?

- Не раз потом рассказывали коллеги, что при встрече с некоторыми летающими объектами неожиданно накрывала волна страха. Но признаваться об этом не все решались - стыдно было.

2007



Обновлен 20 ноя 2017. Создан 18 окт 2016