Сайт журналиста Владимира Шака

Ставротека: главная икона запорожских козаков




Стоимость этой уникальной иконы - с вмонтированной в нее крохотной частицей креста, на котором распяли Иисуса Христа, превышает... три миллиона долларов

 

Кто знаком с историей Никополя, не удивится, что ставротека[или хранилище для креста] славных запорожцев, пребывает именно в этом городе. Никополь  ведь был столицей пяти сечей запорожских [непосредственно в черте города по сию пору можно увидеть, например, остатки козацких укреплений Микитинськой Січі]. Кроме того, именно здесь, в Никополе, гетманом Войска Запорожского был избран Богдан Хмельницкий. И именно отсюда новоизбранный гетман начал освободительную войну против Польши.

 

Подарки запорожцам

Это, в общем-то, известные факты. Мало кто знает о другом. О том, что в Никополе пребывает одна из главных святынь сечевой церкви запорожских козаков [в честь Покрова Божией Матери] – кипарисовый крест с частицей Животворящего Креста Господня, на котором на Голгофе распяли Иисуса Христа.

Крест казакам подарил Иерусалимский патриарх, в знак признания их заслуг в защите православной веры. Еще одну невероятной ценности вещь – аналой [подставку для евангелия] самого Иоанна Златоуста запорожцам подарил патриарх Константинопольский. Аналой тоже можно увидеть в Никополе.

В 1747 году кипарисовый крест как раз и стал частью иконы с несколько непривычным  названием "ставротека". Впрочем, если вспомнить, что Ставрополь – город креста, можно сообразить, что ставротека - хранилище креста [более точное значение слова "тека" - киот].

И до ликвидации Екатериной Второй козацкой вольницы на запорожских землях, и после ликвидации необычная икона находилась в сечевом храме никопольского города Покровска - последняя Запорожская Сечь, Новая, имела там столицу. А в 1796 году, в связи с утратой Покровском статуса города [ныне село Покровское] ставротеку перенесли в Никополь, в местную Свято-Покровскую соборную церковь [разрушена в середине 30-х годов]. В ней ставротека запорожских козаков пребывала до 1925 года, после чего священники, испытав на себе все "прелести" большевистской власти, решили передать ее в никопольский народный музей изящных искусств, открывшийся шестью годами ранее.

По-другому ее сберечь было просто невозможно.

Да, чуть не забыл: в 1913 году Екатеринославская епархия намеревалась отдать икону на хранение известному историку и этнографу Дмитрию Яворницкому - даже решение по сему поводу принималось соответствующее. Но дальше намерения дело, однако, не пошло. Плохо это или хорошо, судить не берусь.

Отмечу лишь, что, пережив все потрясения, включая Отечественную войну, до конца прошлого века ставротека оставалась в экспозиции Никопольского краеведческого музея - неприметным, скромным экспонатом.

В 1997 году ее, наконец, отправили в Днепропетровск на реставрацию, которая длилась... до 2005 года.

 

Духовная ценность украинцев

В Никополь козацкая икона вернулась в апреле 2005-го, а в ноябре на первом Всеукраинском музейном фестивале она, после долгих лет забвения, была явлена миру.  И произвела фурор. Она буквально взорвала исторический мир.

И было чем взрывать.

Как известно, у козаков, которые к единому Богу шли собственным путем, подчиняясь только вселенскому [Константинопольскому] патриарху, иконой №1 была икона Покрова Пресвятой Богородицы. В ее честь они и храмы свои называли. Икона Покрова  из сечевой козацкой церкви тоже имелась в Никополе – до войны с немцами. А в войну, как объяснил главный хранитель местного краеведческого музея Игорь Анцышкин, при эвакуации в Моздок, восемь ящиков с ценнейшими экспонатами козацкой поры были утрачены.

Пропала и икона Покрова Богородицы [в музее имеется только ее список, выполненный местным иконописцем Марком Проданом].

А раз так произошло, иконой №1 теперь для козаков всех войск и всех стран является... никопольская ставротека.

Это, подчеркнул директор музея Александр Кушнирук, духовная ценность украинского народа, которую невозможно измерить никаким денежным эквивалентом.

Правда, как сообщил по секрету Александр Александрович, ставротека таки имеет стоимость - страховую, которая превышает... 3,1 миллиона долларов.

 

"В сем кресте животворящее древо"

Теперь мне только осталось рассказать, что же из себя представляет эта уникальная икона, к которой даже приблизиться, условно говоря, нельзя – она под строгой охранной находится.

Поможет мне детально описать ставротеку замдиректора Никопольского краеведческому музея по научной работе Мирослав Жуковский.

Основа ставротеки - серебряная массивная овальная пластина [таблица], в центре которой находится резной кипарисовый крест. И крест, и пластина двусторонние. Икона помещена в деревянный резной позолоченый киот, напоминающий портретную раму. Киот на петлях, закрывается на засов.

Икона датирована 1747 годом, о чем свидетельствует резная надпись кириллическим шрифтом по периметру с обратной стороны [в адаптированном к современному языку стиле]: "Внесена в храм Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1747 года. Изготовлена за деньги всего войска Запорожского и кошевого атамана Павла Козилецкого".

Кипарисовый крест иконы - составной, с барельефной резьбой. Части креста склеены. На лицевой стороне - распятие Господа с орудиями пыток. На перекрестках в медальонах из крученой виноградной лозы с гроздьями - евангельские сюжеты: моление о чаше, несение креста, чаша Господня с Божьей Матерью и Иоанном. В некоторых медальонах - резные надписи по сюжету. На обратной стороне креста изображена Богородица с Богомладенцем в левой руке, в медальонах - богородичные праздники [также с резными надписями] - Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во Храм, Рождество Христово.

Вкладной крест ставротеки, как подчеркивают специалисты, - выдающееся произведение украинского барокко.

А в самом кресте - под ногами Христа, имеется крохотный пенальчик, где хранится... частичка креста, на котором был распят Иисус. Об этом свидетельствует надпись: "В сем кресте животворящее древо".

Согласно экспертизе, в пенальчике действительно имеются остатки какого-то смолистого вещества.

На лицевой стороне пластины-таблицы - изображение [над Крестом] святого Духа в виде голубя и веера расходящихся лучей из облаков. У подножия креста слева - Мария и Мария Магдалина, справа - святой Иоанн Богослов, внизу - ангел, сидящий на гробе Господнем. По обе стороны креста - облачные херувимы [по три с каждой стороны].

На обратной стороне в том же порядке: сверху – [в облачном сегменте] Бог-Отец, ниже слева - царь Константин и его мать Елена [обнаружившие в свое время крест, на котором распяли Христа], справа - святой Макарий, под крестом - святой архистратиг Михаил и изображение трех облачных херувимов - слева и справа от креста.

Крест с лицевой стороны пластины имеет серебряную позолоченную оправу, которая по периметру украшена зелеными, красными и бесцветными стразами.

В центре перекрестка припаяны лучевые угловые накладки из серебра - по девять лучей в каждой. На лучах в гнездах расположены бирюзовые и бесцветные стразовые вставки.

Сила, завершу от себя описание, которая исходит от ставротеки, сопоставима... ну, с чем... пожалуй, с силой Любви.

Фото Сергея ТОМКО

Никопольский краеведческий  музей, в котором хранится Ставротека

Никопольский Свято-Покровский храм, разрушенный большевиками

Козацкие кресты и каменные изваяния возле Никопольского краеведческого музея. Хранитель этой коллекции, кстати, тоже присутствует на фото

 



Обновлен 20 июн 2017. Создан 13 окт 2016