Сайт журналиста Владимира Шака

Возвращение Александра Поляка




В Запорожье появился памятный знак в честь мэра, которого запорожцы уважительно величали «народным»

 

Горельеф Александра Поляка, потрясающий точностью передачи образа безвременно ушедшего мэра и генерала, установлен на входе на территорию храма святого Николая в Хортицком районе. С автором горельефа, запорожским скульптором Борисом Ивановым, я и намерен познакомить сегодня уважаемых читателей. А пока мы будем добираться к нему, я кое-что расскажу о «народном мэре», как Александра Владимировича уважительно величали сами запорожцы. Освежу, скажем так, в памяти события, связанные с нашим знакомством и дальнейшей дружбой.

Кстати, в Свято-Никольский храм я однажды заглядывал с Александром Владимировичем и мэр, насколько знаю, помог тогда настоятелю храма в решении каких-то организационных вопросов.

 

Весна 98-го

Ну а  познакомился я с генералом милиции Александром Поляком весной 1998 года. Той самой весной, когда он, пребывая в должности первого заместителя начальника управления милиции Запорожской области, кардинальным образом изменил свою судьбу, приняв участие в выборах мэра Запорожья. Напомню, что противником генерала был действующий городской голова.

Запорожцы тогда жаждали перемен. И связывали их с приходом во власть именно Александра Поляка, который за три десятка лет службы «в органах» ничем себя не скомпрометировал. Наоборот, проявил себя настоящим профессионалом [если не ошибаюсь, полковничью должность он получил лет в двадцать шесть].

В какой-то из дней предвобороной кампании мы договорись с Александром Владимировичем о большом интервью для газеты, с которой я тогда сотрудничал. Для скорой связи генерал записал на обратной стороне своей визитки номер мобильного телефона, однако, на интервью мы с ним так и не вышли: при каждом моем звонке у него находись неотложные дела, разговор наш все откладывался и откладывался. Создавалось впечатление, что генерал вообще не настроен на общение. Видимо, в силу многолетней милицейской привычки держаться подальше от прессы.

А потом – 28 марта 1998 года, случились выборы.  Победу на них одержал оппонент генерала, опередив его на десять тысяч голосов.

Результаты выборов – по причине их фальсификации, были, правда, сразу же обжалованы в суде. И суд – беспрецедентный случай в Украине, принял решение о признании их недействительными  [увы, запамятовал фамилию судьи]. По оценкам самого Александра Владимировича, у него тогда украли минимум тридцать тысяч голосов.

По сути же, у генерала не просто голоса украли, у него украли заслуженную победу на выборах. А у запорожцев – будущее.

Так, по крайней мере, я тогда оценивал случившееся. И искренне радовался справедливому решению суда.

Власть же его просто проигнорировала. Сделала вид, что никакого судебного решения не существует.

Летом 1998 года генерала вынудили оставить должность, и он ушел… в никуда.

И навсегда. Так казалось его врагам.

 

«Не дождутся!»

Созвонившись с Александром Владимировичем через год, который пролетел как 365 мгновений, я предложил ему рассказать на страницах газеты «МИГ», где я трудоустроился к тому времени, о том, как у него складывается послевыборная жизнь. С моим предложением отставной генерал, выпускавший к тому моменту, между прочим, собственную газету, безоговорочно согласился. Первое – после годичного молчания, интервью опального политика вышло с броским, стопроцентно соответствовавшем его настроению заголовком: «Генерал Александр Поляк: не дождутся!»

Правки в него Александр Владимирович внес минимальные. Только последний абзац попросил убрать, который состоял из моего вопроса: чем займетесь, если снова – на очередных выборах, проиграете, и наполовину серьезного ответа генерала: пирожками пойду торговать.

«Пусть они пирожками торгуют!» - уверенно, сделав ударение на слове «они», заявил генерал, вычитав текст интервью, которое без удаленного абзаца стало даже более цельным: нотка пессимизма, которую нес мой заключительный вопрос, ушла из него.

В то же лето я, с подачи Александра Владимировича, опубликовал в «МИГе» материал о финансовой пирамиде, строившейся в Запорожье.

Генерал рассказал мне, что в одном из ДК некие выходцы из России проводят сеансы отъема денег у доверчивых граждан, обещая им в будущем… долларовое изобилие. Суть проекта заключалась в следующем: по приглашению знакомого тебе человечка ты, как и десятки таких же приглашенных, как и ты, попадаешь в ДК, где тебя в течение нескольких часов обрабатывают матерые ораторы под аккомпанемент соответствующей, давящей на психику, музыки. Это делалось для того, чтобы ты выложил немалую сумму - 2100 долларов.

Конечно же, обещают тебе со сцены, ты  легко сможешь заработать гораздо больше. Для этого тебе нужно  будет всего лишь: во-первых, найти трех таких же, как и ты, доверчивых граждан, и чтобы они, как и ты, посидев в зале и, поддавшись убеждению,  как и ты, выложили бы по 2100 долларов. А во-вторых, чтобы потом эти оболваненные нашли еще таких же лохов, как и ты, как и они: каждый – по три персоны.

Когда, побывав на тусовке в ДК [и благополучно вернувшись с нее - не сдал потому что денег], я рассказал об увиденном генералу, он, внимательно выслушав меня, объяснил: по такой схеме любая разведслужба формирует разведывательно-диверсионную сеть в стране, против которой готовит агрессию.

Это было, напомню, лето 1999 года.

К слову, власть Запорожья прихлопнула пирамиду лишь после того, как она перестала делиться с ней денежкой – под видом выделения средств на благотворительные проекты.

Ну а 4 июня 2000 года Александр Владимирович не просто выиграл выборы - он набрал голосов больше, чем все остальные кандидаты. Это было триумфальное возвращение непобежденного генерала.

 

Памятный разговор в маршрутке

По рассказу скульптора от Бога Бориса Иванова, который оказался не только искренним человеком, но и очень интересным собеседникам, идея увековечить Александра Поляка в горельефе ему пришла… в маршрутке, когда он - лет восемь назад, добирался к себе на Бабурку из города [позже я объясню, что в данном конкретном случае слова «скульптор от Бога» -  это не красивость речи, а всего лишь констатация факта].

- Сзади меня, - объяснил Борис Петрович при встрече, - ехали два молодых человека. По их разговору, я понял, что оба они – курсанты милицейского института.

К удивлению Бориса Петровича, говорили курсанты не об учебе, они вспомнили… Александра Поляка. Отметив его как профессионала, курсанты также подчеркнули: то, что сделал генерал в городе за два с половиной года, никому другому не удастся сделать даже за двадцать пять лет. Это и главный запорожский проспект, который стал украшением города, и новые площади с фонтанами, и реконструированная улица Победы, и даже стадион генерал начал строить. Причем, не за бюджетные деньги. И строительство мостов через Днепр тоже при нем начиналось.

И завершилось бы благополучно, замечу от себя, если бы Александр Владимирович не ушел так рано из жизни. Я помню, что он мне рассказывал: первые две недели пребывания в должности мэра ему пришлось принимать посетителей, предлагавших… долевое участие в том или ином городском проекте [распил бюджета, говоря современным языком]. Затем какое-то время у генерала ушло на изучение, как расходуются деньги из городской казны. И наконец, пришло время для работы.

Словно предчувствуя, что ему не очень много отпущено, Александр Владимирович торопился. И торопил все городские службы. Он, вероятно, понимал, что если ему не удастся раскрыть душу города за днепровскими порогами, показать запорожцам красоту Запорожья, потом это не сможет сделать никто.

И ему удалось многое. Душа народного мэра осталась и в площадях с фонтанами, и в главном проспекте – во всем, что успел он сделать для нас.

- Когда я брался за работу над горельефом, - прерывает мои размышления скульптор, -  я не о себе хотел память оставить, а он нем, об Александра Владимировиче.

Я согласно киваю головой – сказанное моим визави стопроцентно соответствовало моим мыслям, а Борис Петрович продолжал свои рассуждения вслух:

- Как вы оцениваете памятник Поляку на его могиле?

- Как пародию на память.

- Точно, пародия и есть! А бюст на площади Поляка мне напоминает… хулигана. Поэтому своей работой над горельефом – после того, как я послушал курсантов в маршрутке, я хотел выразить личное, если хотите, отношение к Александру Поляку – как к человеку, как к генералу, как к мэру. Очень помогли мне в этом, кстати, специалисты машиностроительного завода имени Омельченко, где и был отлит по изготовленной форме горельеф. Лично директор завода Александр Коломойцев ежедневно интересовался ходом работ в литейном цеху. Очень переживали заводчане.

- За работу вы сразу взялись? Или на обдумывание замысла время ушло какое-то?

- Сразу! В два часа ночи за работу взялся.

По уточнению Бориса Петровича, он за все свои работы – а у него только бюстов около пятидесяти, берется строго в два часа ночи.

Объясню, почему.

 

Скульптор от Бога

Тридцать семь лет назад Борис Петрович решил установить памятник на могиле отца, похороненного в Петро-Михайловке, что в Вольнянском районе. «Очень крепкий мужик был, - вспоминает о нем скульптор. - До 91-го года дожил. Я у него в 59 лет родился».

Борис Петрович в ту пору жил и работал в Мелитополе – главным коммунальщиком города. Там же он и скульпторов нашел. Договорились о цене, мастера даже аванс получили. Но за работу взялись только на словах. В Петро-Михайловке на кладбище уже и постамент под памятник установили, а памятника все нет и нет.

- И однажды, - рассказывает Борис Петрович, -  ровно в два часа ночи, я просыпаюсь от сияния в комнате. И слышу требовательный голос, раздающийся как бы ниоткуда – он словно бы сам по себе в комнате присутствует, как голос Бога: «Вставай, ты будешь скульптором!» Я встаю, совершаю какие-то, не свойственные моим рукам, действия… и очень скоро – ну, может быть, месяца через полтора, предъявляю скульпторам, которым заказывал работу, бюст отца. Те только ахнули от удивления. «Давайте к нам в мастерскую, не прогадаете», - зовут. Но я отмахнулся – какая, мол, мастерская.

- Потом таким же образом все происходило?

- Всегда! Ровно в два часа ночи берусь за работу, иногда даже не понимая, что делаю - как бы без моего участия в процессе творчества все происходит: только руки работают А утром жена принимает сделанное, высказывая замечания, указывая на погрешности.

Скульптор от Бога в чистом виде, пришел я к выводу, выслушав своего собеседника.

А другому, наверное, не удалось бы с потрясающий точностью передать образ безвременно ушедшего мэра, которого запорожцы уважительно называли народным.

С возвращением, Александр Владимирович!

 

*Сегодня Александру Владимировичу исполнилось бы 68 лет...

Царство ему небесное!

 

***В тему

Кроме памятника на кладбище [установлен в 2004 году] и бюста «хулигана», открытого в 2005 году, в Запорожье также имеется мемориальная доска в память об Александре Поляке. Установлена она в 2013 году на здании гидроэнергоколледжа, в котором в свое время учился будущий гене6рал и мэр.

Памятник на могиле Никиты Хрущеве и Александра Поляка: черно-белый вариант. Хрущеву, правда, памятник делал сам Эрнст Неизвестный. Но получилась... просто пародия на память.

Бюст "хулигана"

Мемориальная доска

Запорожье, лето 2015 года


 

 



Создан 27 сен 2016