Сайт журналиста Владимира Шака

Корабельный остров




В  Запорожье, на острове Хортица, завершена реставрация двух уникальных кораблей: боевой дубель-шлюпки и грузового байдака – прообраза современных барж

 

Теперь основу небольшой, но весьма колоритной флотилии, которая находится в реставрационном ангаре национального заповедника «Хортица» составляют

новоманерная казачья лодка [условно и неправильно называемая «чайкой»], обнаруженная – после сильного паводка, на дне Днепра в районе острова Хортица в мае 1998 года. На поверхность боевой корабль запорожских казаков был поднят в октябре 1999 года. Реставрация продолжалась почти десять лет. Как казацкая лодка судно классифицировано по форме форштевня [изогнутого бруса, служащего основанием корабля]. Именно такой форштевень присущ был лишь двум типам участвовавших в русско-турецкой войне судам Днепровской флотилии: беспалубным казацким лодкам и кончебасам. Длина лодки – 17 метров, ширина – 3,62 метра, высота мачты – 10,4 метра. Кроме того, на ней имелось шесть пар весел, на борт она могла принять до 50-ти человек. Гребцы были одновременно мушкетерами [в отличие от турецкой практики, когда роль гребцов исполняли рабы]. На вооружении имела четыре двухфунтовые пушки. Строились такие корабли в Брянске – на верфи, заложенной гетманом Мазепой. Суда такой давней давности, извиняюсь за тавтологию, нигде в мире, кроме как у нас, не сохранились. В связи с чем поглазеть на нашу грозную «чайку», пусть простят меня специалисты за употребление этого неправильного слова – ну, уж очень красиво оно, приезжают даже послы морских держав;

бригантина русского манира образца 1711 года, поднятая со дна Днепра в ноябре 2004 года при непосредственном участии главного «машиновременщика» Андрея Макаревича, дай Бог ему здоровья за поддержку Украины в ее борьбе с московско-фашистской агрессией. Бригантина - это следующий [после казацких лодок] этап развития флота. Говорят, что над ее конструкцией и чертежами колдовал лично царь Петр Первый. Поднятая в Запорожье бригантина была палубным одномачтовым парусно-гребным кораблем длиной 17,5 метра. Кроме паруса, она, как и казацкая лодка, имела весла и тоже брала на борт до 50-ти человек – бригаду [откуда и пошло название корабля]. И тоже была вооружена четырьмя пушками. Подобных памятников судостроения первой половины XVIII века, доступных для полного изучения, на территории Европы больше не выявлено;

дубель-шлюпка, поднятая со дна Днепра осенью 2010 года. Фактически это – боевой корабль 1737 года, предназначавшийся для дальних походов. Дубель-шлюпка - сверстница бригантины. Являясь парусно-гребным кораблем, имела на борту шесть пушек и команду до 50 человек. До Стамбула, как мне объяснил руководитель реставрационного проекта, заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия, могла дойти за трое суток. Хотя, как подчеркнул Дмитрий, «это была для нее достаточно сложная эпопея». По словам моего собеседника, в Турецкой войне дубель-шлюпки в общем-то не участвовали: боевые действия на воде почти не велись тогда. И в конце войны их просто бросили возле Хортицы. Когда корабль поднимали из вод Днепра, он из себя представлял 11-метровый скелет – половину левого борта, днище и массу деталей помельче. Тем не менее, находка была очень интересной. В первую очередь тем, что непосредственно на таких «двойных» [дубель] шлюпках совершил в свое время великую северную экспедицию великий мореход Витус Беринг;

байдак, являющийся прообраз современной баржи. Это вполне мирное судно, использовавшееся до середины двадцатого века для перевозки грузов. «Большое деревянное корыто», как его в шутку называли сотрудники заповедника, на Хортицу привезли из-под Киева. Весной 2010 года большая вода Десны выбросила байдак на берег, где он и оставался до осени, пока за ним ни прибыли запорожцы. Между прочим, перед отправкой в Запорожье, байдак спустили на воду – нужно было его переправить на другую сторону Десны. И он преспокойно поплыл. Вот тебе и деревянное корыто! По объяснению Дмитрия Кобалия, байдак, в отличие от его боевых собратьев, был построен не очень давно - может быть, в начале двадцатого столетия. Однако ценность он представляет тем, что строили его по традиционной технологии. По той, по которой строились подобные грузовые суда и в девятнадцатом веке, и даже лет на пятьсот раньше;

лодка-однодревка и лодка наборная [или дощаник]. Такие легкие, быстроходные суденышки использовались днепровскими рыбаками, начиная с шестнадцатого века. Первая – долбленка [из вербы]. Вторая – дубель-шлюпка в миниатюре.

 

Миру на зависть

Реставрационные работы на Хортице продолжались полтора года. И дубель-шлюпку, и байдак довести, скажем так, до музейного вида, чтобы их не стыдно было предъявить самому придирчивому туристу, удалось в том числе и благодаря деньгам, выделенным посольством США [где, замечу от себя, денежки считать умеют – на пустую, бесперспективную затею рваного, как говорят у нас, доллара не выдадут].

И  что, теперь, после завершения работ в реставрационном ангаре заповедника «Хортица» заграница нам может и позавидовать?

Вполне, уверен руководитель реставрационного проекта. «Такое количество качественно отреставрированных кораблей,  собранных в одном месте, как у нас на Хортице, еще поискать в мире нужно, - отметил Дмитрий Кобалия, добавив при этом: - И я не гарантирую, что удастся найти нечто подобное».

Короче говоря, на славной Хортице нынче не просто флотилия из прошлого пребывает. Национальный заповедник «Хортица» почти готовый музей днепровского судоходства и судостроения создал. Причем такой, уверяют знающие люди, которому позавидует любая морская держава мира. 

Фото Сергея ТОМКО и портала 061.ua



Создан 13 авг 2016