Сайт журналиста Владимира Шака

Почему раньше на Запорожье мужики были… бабами?




Сразу уточню, о каких конкретно бабах из прошлого поговорить намерение имею: о тех, которых с давних давен в степях нашего просторного Дикого Поля, включая Запорожье славное, каменными называют. По словам сведущего человека – старшего научного сотрудника отдела археологии Днепропетровского национального исторического музея имени Дм. Яворницкого Ларисы Чуриловой [в Днепропетровске, кстати, собрана самая большая в Украине коллекция каменных баб], именно эти изваяния "в полном смысле слова являются хранителями вечности: в них заключены бесценные знания, которые не только помогают познать прошлое, но и понять настоящее, смысл человеческого бытия".

Но, как особо подчеркнула сотрудница музея, "ключ к этим знаниям пока не найден". Хотя ищут его, надо полагать, многие.

 

"Скіфська баба, кам’яна незграба"

С бабами каменными и правда превеликое множество загадок и недоразумений связано.

Самое первейшее  – название "баба". Дело в том, что баб как таковых среди степных каменных изваяний [если только их половую принадлежность оценивать] не очень много. Ну, или далеко не все из них, выразимся осторожнее, бабами являются. Название же их произошло от тюркского слова "баба" [с ударением на втором "а"] – предок, т.е.

Следующее недоразумение – историческая привязка каменных баб к скифам. В народе по сию пору все степные каменные изваяния очень часто называют скифскими. У Лины Костенко даже стихотворение об этом есть:

Ти, скіфська баба, кам’яна незграба,

стоїш в степах… Курай і бугила…

Яка ж ти баба, ну яка ж ти баба?!

За сто віків дитя не привела!

…Сміється баба, клята скіфська баба,

сміється, ухопившись за живіт.

На самом деле лишь незначительная часть сохранившихся до наших дней степных баб произведена на свет божий скифами [предками, по сути, нашими]. Подавляющее же большинство переживших века каменных баб – творение рук половцев. И не за живот, если уж быть точным, они держатся: они к животу какой-то ритуальный сосуд прижимают.

С немаловажного уточнения о половецком происхождении степных изваяний я разворачиваю свое повествование, собирая материал для которого, я завел дружбу [главным образом, через интернет] с каменными бабами из не только уже упомянутого Днепропетровска, но и Луганска, острова Хортицы, Приморска... заповедника "Аскания Нова" и еще множества мест Украины, где пребывают нынче в полудреме молчаливые "хранители вечности".

 

Зло от "поганых безбожных враг"

Согласно летописным источникам, к юго-восточной границе Руси нашей матушки половцы впервые подошли в 1055 году. Этот подход летописец, кстати, вполне дружелюбно описал: "Приходи Блуш [хан приблудный] с половци и створи Всеволод [князь пограничного Переяславского княжества] мир с ними и возвратишася половци восвояси". По моим предположениям, "восвояси" половецкое начиналось… где-то в теперешних донецких степях.

Через шесть лет тон летописного повествования кардинально меняется: "Придоша половци на Руськую землю воевать". И воевали, замечу от себя, ироды! И победили князя Всеволода. "Се быс первое зло на Руськую землю от поганых безбожных враг", - с сожалением отметил летописец.

Следующий набег половцев на Русь из лихой донецкой степной стороны, если продолжать пользоваться современными географическими названиями, помечен в летописях под 1068 годом. И снова одолели половцы русичей – полки князей Изяслава, Святослава и Всеволода. И стало ясно тогда: страшная опасность нависла над Русской землей.

Между прочим, сами себя половцы называли сарами [В Лаврентьевской летописи, в частности, под 1096 годом запись на сей счет имеется вполне определенная: "Рекше: сарины есьми" - сары, мол, мы]. Русское же название "половцы" произошло от слова "полова" [солома], что является точным переводом слова "сары" - желтый. По цветовому качеству если оценивать его.

Догадываетесь, уважаемые читатели, к какому важному выводу я хочу подвести вас? А вот к какому: не азиатские племена [смуглой внешности и со смоляными волосами], как принято считать, под видом половцев вторглись на русую Русь мою святую, а очень внешне похожий [с соломенным цветом волос] на русов народ-оккупант. Похожий, но подлый – судя по его поступкам, до крайности.

Надеюсь, параллель с происходящим на сегодняшнем Востоке Украины-Руси, где вновь пришел к нам с войной внешне похожий на нас, но подлый до крайности народец, читатели проведут и без моей подсказки.

 

"И пошли полки, как лес"

Разгромили соломенноволосых безбожников из донецких степей объединенные полки русских князей 4 апреля 1103 года. Вот как это описано в летописи: "Вложил Бог в сердце князьям русским, Святополку и Владимиру [будущему великому киевскому князю Владимиру Мономаху], и собрались на совет в Долобске… И послали к Олегу и Давыду, говоря: "Пойдите на половцев, да будем либо живы, либо мертвы"... Владимир же, попрощавшись с братом своим, пошел в Переяславль, а Святополк за ним, и Давыд Святославич, и Давыд Всеславич, и Мстислав, Игорев внук, Вячеслав Ярополчич, Ярополк Владимирович. И пошли на конях и в ладьях, и пришли пониже порогов [запорожских], и стали в порогах у острова Xортицы. И сели на коней, а пехотинцы, выйдя из ладей, шли полем четыре дня и пришли на Сутень. Половцы же, услышав, что идет русь, собрались в бесчисленном множестве и стали совещаться. И сказал Урусоба: "Попросим мира у руси, так как крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы Русской земле". И сказали Урусобе молодые: "Ты боишься руси, но мы не боимся. Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их". Русские же князья и воины все молились Богу и обеты давали Богу и матери его... И пошли полки, как лес, и не окинуть их было взором, и русь пошла против них. И великий Бог вложил ужас великий в половцев, и страх напал на них и трепет перед лицом русских воинов, и оцепенели сами, и у коней их не было быстроты в ногах. Наши же с весельем на конях и пешие пошли к ним. Половцы же, увидев, как устремились на них русские, не дойдя, побежали перед русскими полками. Наши же погнались, рубя их. В день 4 апреля свершил Бог великое спасение, а на врагов наших дал нам победу великую. И убили тут в бою 20 князей... И сказал Владимир: "Вот день, который даровал Господь, возрадуемся и возвеселимся в этот день, ибо Бог избавил нас от врагов наших, и покорил врагов наших, и сокрушил головы змеиные и передал достояние их людям русским". И вернулись на Русь с полоном великим, и со славою, и с победою великою".

В качестве уточнения: откочевав из холодно-голодных донецких степей до нынешнего Запорожья, половцы остановились на зимовку в днепровских плавнях. Вот почему, зная об этом, повели "на конях и в ладьях" к Хортице воинов своих князья русские. Однако к началу апреля 1103 года половцы, не заготавливавшие на зиму корма для своих лошадей, а находившие пропитание для них в полевых, скажем так, условиях, сместились южнее – к реке Молочной [летописная Сутень]. Там ихняя ослабленная нехваткой пищи конница ["и у коней их не было быстроты в ногах"] и была атакована объединенным войском князя Владимира Мономаха. Произошло это неподалеку от нынешнего села Жовтневое, что в Токмакском районе.

В летописи сохранились, кстати, рисунки той битвы: одинаково одетые и одинаково выглядящие воины безжалостно рубят друг друга [по некоторым оценкам, потери с обеих сторон тогда достигли 22 тысяч убитыми]. Отличие внутреннее на рисунках тех присутствует: одни оккупантами пришли на Русь, другие - вышли на ее защиту.

Согласитесь, почти повторяется с той, давней, сегодня ситуация на украинском многострадальном Востоке, мир на котором, как я полагаю, можно установить единственным способом – тем же, какой применили воины-русичи в пределах нынешнего Токмакского района.

 

Что в имени и облике твоем?

Кроме летописного Урусобы, который отговаривал половцев от битвы с русью, история сохранила еще какие-то половецкие имена. Я, например, отыскал такие: Тугор, Шару, Урус [и Урусоб], Алтун, Итларь, Китан, Кочий, Ярослан, Канум, Ченегр, Сурьбарь и Боняк [он же – Буняка Шелудивый из русских былин]. Как видите, ничего общего с исконно русскими именами они не имеют. Чужой народ, хоть и внешне похожий на русов.

Впрочем, не всегда похожий. Среди половцев, оказывается, попадаются такие индивиды, при встрече с которыми у слабонервных людей мурашки по коже пробегают.

Ничуть не шучу! Индивиды подобные имеются во многих украинских собраниях половецких каменных изваяний. Нескольких таких типов я, в частности, в Днепропетровске отыскал.

Вглядываешься в такую "бабу" и вдруг осознавать начинаешь: да не человек перед тобой, а... бегемот какой-то. Или ближайший родственник змея-горыныча.

Еще среди половецких изваяний много просто безликих типов. Голова у них имеется, а лицо отсутствует. Да и сама голова будто бы на плечи нахлобучена.

А ведь именно так, подумал я однажды, в древности могли изображать... космонавтов, одетых в скафандр. Вот почему у них шеи не наблюдается и лица не видно – скрыты под скафандром потому что. Хотя детали одежды "прописаны" до мелочей – до мельчайших узоров.

Кстати, если продолжать фантазировать на эту тему, у нас на Хортице [на Скифском стане] имеется такой космонавт скифского происхождения. Я не буду описывать, как он выглядит. Взгляните на фото и оцените сами. И вспомните слова сотрудницы Днепропетровского исторического музея Ларисы Чуриловой: "Ключ к этим знаниям пока не найден".

Более реалистично выглядящие половцы [мужики] тоже заметно отличаются от нас. Они, я бы сказал, женоподобные: некоторые с женской грудью изображены, некоторые – с мощно-рыхлыми, явно не мужскими бедрами.

Ответ на вопрос, почему так, я нашел, познакомившись с Чернухинской мадонной – каменным изваянием, находящимся в коллекции Луганского национального университета. Мадонна эта [с начала 70-х годов минувшего столетия она известна в научном мире] – с младенцем. Вернее, с младеницей – с девочкой, которую она, полусидя, кормит большой грудью.

Вероятно, предположил я, у половцев распространен был культ женщины-матери. Может быть, вообще при матриархате они жили. В таком случае какие качества будут доминировать в их произведениях искусства, чем по сути и являются каменные изваяния? Правильно, те, которые подчеркивают способность женщины к продолжению рода: та же грудь, те же бедра.

 

Раньше встречались бабы двухголовые?

Ну а самая странная каменная степная баба обитает в Приморске - в местном краеведческом музее. Странность ее в том заключается, что в юности своей она была... двухголовой. Почему ее такой сделали древние камнетесы, уму непостижимо. Может быть, именно так они и представляли идеал женщины: мощная чтобы была – с широченным торсом, и обязательно чтобы с двумя головами.

Кто со временем вторую голову бабе странной снес, предположить не сложно. Скорее всего, христиане, расселившиеся после крестившего Русь князя Владимира по дикой приазовской степи и посчитавшие изваяние каменное двухголовое оскорблением чувств истинного христианина.

Ведь если, рассуждали последователи учения Христа, человек создан по Божиему образу и подобию, то откуда ж могла взяться у бабы степной вторая голова? Это чье ж подобие вырисовывается?

Опять змей-горыныч на ум приходит!

Хотя... Может быть, счастье бабы этой странной немалое, что вторая голова ее затерялась где-то в ковылях приазовских. В эпоху кризиса-то с двумя ртами, согласитесь, ох, как непросто прожить...

Между прочим, уцелевшая голова бабы двухголовой тоже повреждена изрядно: ей, как и некоторым другим половецким изваяниям, которые попадались мне на глаза, кто-то специально лицо сбил. Зачем?

Может, кого-то напоминали они, на кого-то были похожи? Шучу.

Нет у меня ответа.

"Ключ к этим знаниям пока не найден".

Средняя баба некогда была двухголовой, город Приморск Запорожской области

Двухголовая красавица

Молчаливая компания, Днепр

Битва русичей с половцами

Памятник на месте битвы русичей с половцами, Токмакский район Запорожской области

 

***

Большая подборка фото каменных изваний из разных уголков Украины здесь:

http://zurnalist.io.ua/album757377



Создан 16 июл 2016