Сайт журналиста Владимира Шака

Висячий мост из Днепропетровской в Запорожскую область




Согласно данным речной информационной службы водных путей Украины, в непосредственной близости от Запорожья, находится 720-метровый подвесной мостовой переход, соединяющий две соседние области – Днепропетровскую и Запорожскую. В  конце семидесятых годов минувшего столетия, после завершения строительства, он стал самым длинным висячим мостом специального назначения в Европе.

В Днепровской лоции этот участок водных путей верхнего бьефа Днепрогэса помечен как «речной километр 337,8». С уточнением, что высота мостового перехода – от уровня воды, составляет там  15,77 метра.

 

Почему с берега Днепра выселили село

Однако довольно интриг, пора разъяснить, почему данный мост имеет специальное назначение. Да потому, что речь идет о мостовом переходе самого протяженного в мире аммиакопровода Тольятти - Одесса, построенного в том числе и на деньги американского миллиардера Арманда Хаммера, которого – за особую любовь к СССР, называли «миллиардером с Красной площади».

По предложению Хаммера, в 1975 году в СССР принимается решение о строительстве магистрального аммиакопровода Тольятти - Горловка - Одесса [Григорьевский лиман], уникального, как уверяют специалисты, даже по современным меркам сооружения.

В эксплуатацию аммиакопровод сдали в октябре 1979 году. Общая протяженность его составила 2417 километров. Российский участок трубы – протяженностью в 1396 километров, проходит по Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областям [обслуживается компанией "Трансаммиак"]; украинский – по Луганской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Херсонской и Одесской областям [обслуживается компанией «Укрхимтрансаммиак»].

Как подчеркивают эксперты, «аммиакопровод Тольятти – Горловка – Одесса является единственным в мире по своему масштабу не только потому, что в других странах нет денег на прокладку труб, но и из-за феноменальной опасности, которую представляет собой аммиакопровод. Тысячи километров ничем не защищенных труб являются идеальным объектом для терактов».

Почему же в СССР взялись за строительство столь потенциально небезопасного объекта? Да потому, что в СССР угрозы терроризма не существовало. Сегодняшние путины тогда еще не в московском кремле строили планы продвижения кровавого «русского мира» в соседние дружественные страны, а в питерских подворотнях стреляли чинарики у местной алкашни.

Особый участок аммиакопровода – мостовой переход из Днепропетровской в Запорожскую область, помеченный в лоции как «километр 337,8». С той стороны Днепра циркулеобразная  87-метровая опора [пилон] моста находится неподалеку от села Вовниги, с нашей – между селами Ясиноватое и Орловское. На этих двух гигантских опорах, установленных по обоим берегам в самом узком месте Днепра – там, где он делает легкий поворот, и подвешен 720-метровой пролет аммиакопровода. Благодаря своим растяжкам, он очень напоминает, как точно подметил кто-то из местных романтиков, гигантскую… Эолову арфу – названный в честь повелителя ветров музыкальный инструмент, звучащий благодаря колеблющему струны ветру.

С днепропетровской стороны пилон находится рядом с заливом Башмачка, с запорожской – в урочище Варваровка, где некогда жило не тужило на берегу Днепра село Варваровка, выселенное при строительстве аммиакопровода. Как свидетельствуют охотники  и рыбаки, люди там, точнее, человекоподобные существа, встречаются, но только странные – прозрачные, что утренний туман, либо черные, что уголь. Не наши явно.

Урочище то уфологии называют теперь Варваровской аномальной зоной. Повисшая над Днепром Эолова арфа видна из нее во всей красоте и во всем величии. Если можно рассуждать о величии трубопровода, по которому ежечасно прокачивается под высоким давлением до семи железнодорожных цистерн аммиака.

 

Сооружение, перекрывающее русло одним пролетом

Проект мостового перехода от Башмачки до Варваровки разработал Центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова – ведущая в СССР [теперь в РФ] организация в области строительных металлических конструкций [она же, кстати, и проект арочного моста в Запорожье делала]. В архиве ЦНИИПСКа мне удалось отыскать короткое описание этой работы, которую можно назвать Эоловой арфой, рукотворным чудом повисшей над Днепром:

«Применена висячая решетчатая система повышенной жесткости с наклонными подвесками-раскосами и сварной металлической фермой жесткости из трубчатых элементов, объединенных с двухпоясным канатным горизонтальным ветровым поясом. Труба аммиакопровода и служебные проходы располагаются внутри фермы жесткости. Главные инженеры проекта: Слоним Э.Я., Кравцов М.М., 1977 г».

Сам висячий мост представляет из себя сооружение, «перекрывающее русло реки одним пролетом без промежуточных опор, предназначенное для пропуска трубы аммиакопровода [диаметром 355,6 мм], расположенной в кожухе из трубы диаметром 530 мм, а также четырех ниток других коммуникаций [кабелей связи и освещения]». С каждой стороны аммиакопровода имеются служебные проходы шириной в 70 см.

Изготовлены металлоконструкции для мостового перехода были на Днепропетровском заводе им. Бабушкина, монтаж металлоконструкций выполнил трест «Союзмонтажгаз».

 

«Вход воспрещен. Опасно для жизни»

О том, что мы набрели на совершенно не вписывающийся в окружающую нас природу объект, нам с зеленого поля просигналили… выкрашенная в желтый цвет закрытая со всех сторон будка и наклонный треугольник возле нее, указывающий куда-то в сторону реки. Подойдя ближе и, разглядев слово «Трансаммиак», я понял, что мы почти у цели – почти добрались к висячему аммиачному мосту.

Однако нужно было еще одолеть неширокую бетонную дорогу, сбегавшую к Днепру по прибрежному лесу, прежде, чем мы оказались перед шлагбаумом с грозными надписями: «Вход воспрещен. Опасно для жизни. Аммиак».

Чуть далее я увидел ограждение из туго натянутой колючей проволоки с укрепленными на столбах электроизоляторами, что свидетельствовало о том, что к ограждению не подсветка безобидная подведена, а… электрический ток. Как в немецких концлагерях. Далее шла вторая линия ограждения – уже, насколько я понял, без тока. Между внешней и внутренней линиями ограждения - по всему периметру, тянулась нейтральная полоса, на которой была только-только выкошена трава, что говорило о присутствии у аммиакоперехода людей. По крайней мере, они тут были… ну, чуть ли не перед нашим появлением.

Хотя, как нас просветил местный всезнающий народ, охрана моста постоянно пребывает на противоположном – днепропетровском, берегу. С нашей стороны за округой наблюдает неусыпный видеоглаз.

Еще на внешней линии ограждения я разглядел эмблему из находящихся в бело-сине-красном кругу букв «Т» и «А». «Тольяттиазот», понял я смысл эмблемы.

Это то предприятие, которое и поставляет в Одессу – на Одесский припортовый завод, в частности,  аммиак, служащий основой для пользующихся невероятным спросом в мире азотных минудобрений.

Значительное количество аммиака, между прочим, уходит из Одессы в США. Так было во времена Хаммера – для этого, собственно говоря, он и строил колоссальной протяженности аммиакопровод, так есть сейчас.

Фото Сергея ТОМКО и из Интернета разных лет

 

***В тему

Аммиакопровод через Днепр был построен по аналогии с газопроводным переходом через Аму-Дарью у поселка Келиф [Туркмения]. Там - на трассе газопровода Афганистан - СССР, был в свое время построен уникальный висячий переход, перекрывающий реку одним пролетом длиной в 660 м. Переход имеет многоцелевое назначение: помимо газопроводной трубы диаметром 820 мм, на нем размещены четыре нитки электроснабжения и кабельной связи и расположены пешеходные проходы для эксплуатационного персонала.

Пролет перехода - до строительства аммиакопровода через Днепр,  был самым крупным в мире для трубопроводов диаметром более 150 мм.

Газопровод через Аму-Дарью, поселок Келиф

Аммиакопровод через Днепр

Вид на аммиакопровод с пилона правого берега

Два берега соединены одним пролетом

В конце поля - висячий мост через Днепр

Возле днепропетровского села Вовниги [слева от него - залив Башмачка] аммиакопровод переходит на запорожскую сторону Днепра




Создан 15 июл 2016