Сайт журналиста Владимира Шака

Трудно ли быть... памятником?




В Пологовском районе живет  бывшая колхозница, скульптура которой полвека назад была установлена в поле за селом Инженерное. Два года назад ее отреставрировали и перенесли в центр родного села бывшей колхозницы, ставшей прототипом скульптуры.

 

«Женщина-колхозница» – так местные жители называют этот яркий, бросающийся в глаза каждому, памятник, находящийся в самом центре пологовского села Инженерное [оно неподалеку от райцентра расположено]. Ну, никак мимо него ни пройти ни проехать! Памятник в Инженерном представляет из себя скульптуру молодой, крепко сбитой колхозницы в белой косынке. Левая рука ее упирается в бок, а правая придерживает внушительный сноп пшеницы. В общем-то, традиционная для коммуно-советских времен сельская композиция. Если бы не один немаловажный факт, который сообщила буквально первая встреченная нами сельчанка.

Оказывается, «Женщина-колхозница» – это не собирательный, как говорят в таких случаях, образ, а совершенно конкретный человек – Ольга Митрофановна Гончар. Ее – тогда 19-летнюю, не чуравшуюся никакой работы колхозницу, и запечатлел в 1966 году киевский скульптор, взяв за основу фотографию девушки, сделанную местным фотографом [и киномехаником] Иваном Федосеевичем Корневым.

– Что, – не поверил я услышанному, – Ольгу Митрофановну и отыскать можно в селе? Она так и живет здесь?

– А почему нельзя? – несколько удивляется моей наивности сельчанка. – Можно отыскать. В Инженерном она по-прежнему и живет.

Я записываю название улицы, а моя словоохотливая собеседница уточняет:

– Мимо ее дома никак не проедете: он после пожара, сразу на него обратите внимание. Там таких больше нету.

Скромный дом Ольги Митрофановны мы действительно отыскали без труда. А пока осматривались и пытались унять голосистую собачонку, увидели и хозяйку, работавшую в огороде.

– Вы часом не крышу мне перекрывать приехали? – любопытствует она, подойдя к нам.

– А что случилось с ней?

– Да пожар был...

Увы, чинить крыши мне в жизни не доводилось, в чем я сразу же честно признался и обозначил цель нашего визита:

– Мы вашим памятником интересуемся.

Хозяйка пострадавшего от пожара дома ничуть не удивляется, только просит уточнить: что, мол, конкретно интересует?

– Хотим узнать, как вы на пьедестал угодили? Помните детали?

– А как же не помнить!

И вот что поведала нам Ольга  Митрофановна.

В 1966 году ее, 19-летнюю Ольгу Гончар, как и всю сельскую молодежь, отправили из коммуны на строительство щебеночного завода в Черниговский район. Если не ошибаюсь, он и по сию пору действует возле Синей горы – одной из высочайших вершин Запорожского края. А когда Ольга вернулась домой в Инженерное, ее однажды встретил в поле увлекавшийся фотоделом местный киномеханик Федосеич. И запечатлел на память.

Ну а вскоре в коммуне надумали установить памятник колхознице. Прообразом для будущей скульптуры столичный мастер избрал Ольгу Гончар. Уж очень понравилась ему фотография девушки.

– Во время работы над памятником скульптор приглашал вас к себе?

– Не, все без меня делал.

– Точно вас изобразил? Узнали себя сразу?

– Конечно, узнала! Только в жизни – на том поле, где меня Федосеич встретил, я была в красной косынке и колосков в руке у меня много меньше было. А в остальном сходство полное.

А вот почему скульптуру не в селе установили, а в поле – даже не при дороге. По существующей в Инженерном легенде, именно там, за селом, однажды – в начале лета 1941 года, сельчане увидели... привидение в образе молодой женщины, которая из колосков вышла к ним навстречу. Вышла и произнесла два слова: “Война будет”. 

Что случилось в тот год 22 июня, объяснять не нужно никому.

Через двадцать пят лет после памятной встречи-предупреждения коммунары из Инженерного решили закрыть, что ли, отрицательную энергетику того места, установив там памятник молодой, жизнерадостной колхознице Ольге Гончар. А что там конкретно отрицательная энергетика господствует, подтверждает сам факт появления привидения.

Со временем пришедший в упадок памятник, наконец, отреставрировали и... перенесли в центр села. Обнажив тем самым, как сказали бы сведущие, изучающие аномальные явления в нашей жизни люди, энергетически опасное место.

Впрочем, это лично мое и, надеюсь, ошибочное мнение. Я очень надеюсь, что переехавшая в Инженерное скульптура давным-давно нейтрализовала весь негатив присельского поля, на котором накануне той страшной войны появилась женщина-привидение.

Своей жизнеутверждающей силой нейтрализовала.



Обновлен 31 июл 2016. Создан 08 июл 2016