Сайт журналиста Владимира Шака

Боевой самолет на мирном поле




Поисковики из запорожского историко-патриотического центра «Бастион» обнаружили в пригороде Запорожья - неподалеку от села Наталовка, истребитель "Як-7Б". Вероятно, его пилот, расстреляв боезапас, атаковал расположенную за поле фашистскую огневую точку, направив на нее свою машину.

 

Скорее всего, события в тот предалекий осенний день 1943-го, когда наши войска штурмовали глубоко эшелонированный Запорожский плацдарм [две боевых линии плацдарма как раз и проходили рядом с Наталовкой], развивались таким образом. Отработав на прикрытии бомбардировщиков, колотивших сверху немецкую переправу в районе Днепрогэса, остающийся пока неизвестным летчик-истребитель развернул свой "Як" и повел его домой, в Новониколаевку, где и находился тогда его аэродром. Шел пустым - без боезапаса, расстрелянного над переправой. С одним лишь патроном в скорострельной 20-миллиметровой пушке.

Патрон этот не расстрелянный и останется в пушке. И из-под земли пушку поисковики извлекут с ним, с одним-единственным патроном.

Наверное, летчик без проблем довел бы Як до аэродрома. Но, проходя на бреющем полете над фашистскими боевыми траншеями, что находились возле нынешней Наталовки, он обнаружил на доминирующей над округой высотке вражескую пулеметную точку. Она-то, видимо, и не давала нашим бойцам подняться в атаку. Думаю, и немцы не могли не заметить примчавшийся на поле боя со стороны Запорожья "Як" - из их тыла, то есть. Наверное, заметили и обстреляли его из зениток. Один из снарядов, скорее всего, зацепил истребитель. И тогда пилот принимает неожиданное решение: направляет теряющую управление машину на фашистский ДОТ, пытаясь спасти жизни наступающих на высотку наших солдат. Ценой своей жизни.

До пулеметной точки немцев  "Як" не дотянул буквально двух метров. Летчик, конечно же, погиб. Его просто раздавило сорвавшимся с места крепления от удара об землю двигателем.

Вечная слава тебе, неизвестный смельчак!

- В окрестностях сел Наталовка и Дружелюбовка мы работаем не первый  год, - рассказывает председатель правления Запорожского историко-патриотического поискового центра «Бастион» Светлана Зинченко. - За это время провели два перезахоронения останков советских бойцов, погибших осенью 1943 года мри штурме Запорожского плацдарма. Между прочим, удержать любой ценой подступы к Запорожью приказал лично Гитлер. Об этом после войны вспоминал, в частности, фельдмаршал Манштейн. Бои, как понимаете, тут были ожесточенные и кровопролитные. И далеко не все участники штурма Запорожского плацдарма найдены и похоронены с воинскими почестями. Поэтому работы у нас еще очень много.

- А кто и как самолет нашел, Светлана Борисовна?

- Обнаружили и откопали истребитель Максим Иртюга, Сергей Матюшенко, Юрий Дзюба и Василий Чабан.

- Совершенно случайно наткнулись на него, - вступает в разговор Максим Иртюга, бывший военный, к слову, капитан запаса. - Проверяли поле на наличие металла и на одной высотке неожиданно зазвенел металлодетектор. Начали копать - наткнулись на самолетное шасси. Пошли глубже и обнаружили разновеликие фрагменты самолета, включая двигатель, бронеспинку, сиденье, винт и пушку.

- А летчик?

- Его останки тоже нашли. Нашли и командирскую книжку пилота. Если удастся, попытаемся установить по ней фамилию летчика - отдадим книжку экспертам. Самолет, кстати, у погибшего летчика почти новый был: с конвейера сошел 14 июля 1943 года. А разбилась машина, возможно, в начале октября - ведь 14 числа наши уже Запорожье взяли.

- Это хорошо, что имеется хоть какая-то информация о самолете, - добавляет Светлана Зинченко. - Используя ее, попробуем через архив выяснить, какой воинской части найденный «Як» принадлежал. А, установив часть, можно будет разобраться, кто из летчиков на вылетах осенью 43-го задействован был и кто не вернулся с боевого задания.

- Останки пилота где-то здесь, в каком-то из соседних сел, будут перезахоронены?

- Ну, конечно же! Или в Наталовке, или в соседней Дружелюбовке.

 

Запорожский плацдарм немцы обороняли пятью пехотными дивизиями, танковой дивизией и несколькими отдельными частями. В общей сложности на плацдарме насчитывалось 35 тысяч фашистских солдат и офицеров. Здесь также были сосредоточены 600 орудий и минометов. Прорывали Запорожский плацдарм войска Юго-Западного фронта [его левое крыло]: 12-я, 3-я гвардейская и 8-я гвардейская армии. Ударную группировку поддерживала 17-я воздушная армия. После завершения прорыва и взятия Запорожья в ней осталось всего 17 истребителей [по архивным данным на 1 января 1944 года].

 

***В Тему

Металлисты нашли боевой самолет, сбитый в окрестностях города Токмака в 1943 году

Случай, как говорится, из ряда вой выходящий: на берегу реки Молочной, в урочище, которое называется Волчий сад, токмакские металлисты откопали советский самолет времен войны и… сдали его в металлолом.

Случайно об этом узнали члены городского поискового клуба «Обелиск», тут же выехавшие на место.

- И почти сразу же, - объяснил руководитель клуба Виктор Жабский, - буквально в пяти метрах от основной ямы, откуда металлисты добывали поврежденный падением металл, мы обнаружили останки летчика.

- Как вам это удалось?

- С помощью металлоискателя! Пилота, оказывается, местные жители похоронили там, где он упал [после того, видимо, как его выбросило из сбитой машины]. Зарыт он был неглубоко, а сверху на нем лежал лист железа. На ненайденные личные вещи сбитого летчика и отреагировал металлоискатель. На летчике имелся парашют [точнее – парашютная сумка], обут он был в сапоги. По остаткам погон мы определили, что он офицер и сбит был, скорее всего, в 1943 году - во время наступления наших войск. В нагрудном кармане нашли часы марки «ЗиМ». Больше ничего сказать о погибшем не могу.

- От самолета после металлистов хоть что-то осталось?

- Некоторые мелкие части, включая закрылок. Ну и трубочки всякие. А еще - фрагменты пулеметной ленты и стреляные гильзы. Кстати, это был «Як-9ИТ», как мы разобрались по найденным обломкам.

- Летчика похоронили c воинскими почестями?

- Да, пилот был похоронен на местном воинском мемориале. 




Создан 03 июл 2016