Сайт журналиста Владимира Шака

Чудеса Успенского женского монастыря в селе при море Каховском




Некогда это – очень скромное на первый взгляд, село имело более звучное и очень величественное название: Царицын Кут [или Цар Кут]. По легенде, рядом с селом как-то проезжала в Крым императрица Екатерина Вторая и, остановившись на отдых, искренне влюбилась в тамошние приднепровские места. А когда покидала их, с сожалением произнесла: “Это настоящий царский угол  [по-украински – кут], какой можно увидеть только во сне”. Мне так думается, что она произнесла именно такую фразу, хотя кое-кто из местных уверяет, что императрица на берегу Днепра изрядно поКУТила всего лишь – по-царски. Так или иначе, но Царицын Кут на берегу Днепра таки появился [и существовал аж до 1964 года], несмотря на то, что в обиходе местный люд называл его уж совсем буднично: Подстепное.

Надо заметить, что в екатерининские времена хозяином земель в Царицыном Куте был граф Павел Скавронский – последний мужской представитель рода Скавронских, из которого происходила императрица Екатерина Первая, жена Петра Первого.

После смерти графа имение перешло к его жене Екатерине – племяннице князя Григория Потемкина Таврического, между прочим, вышедшей вскоре замуж за мальтийского кавалера Джулио Литта, состоявшего на службе у императора Павла Первого.

Как утверждают, у Юлия, так кавалера звали в России, был роман с падчерицей – одной из дочерей Екатерины Скавронской-Литта. И та даже родила кавалеру дочь Юлию. Ей со временем – после смерти Джулио-Юлия, достался в наследство Царицын Кут на берегу Днепра – неподалеку, кстати, от Григорьевки, названной в честь князя Потемкина [село и поныне носит это имя].

Как выглядела Юлия, известно многим: она изображена на картине Карла Брюллова «Итальянский полдень» [припомните радующуюся светящейся грозди винограда красавицу-брюнетку]. И трижды (!) живописец запечатлел Юлию на картине «Последний день Помпеи».

Вот вам и скромное село, куда однажды меня с коллегами привели журналистское пути дороги.

История этого села на берегу Каховского моря стала первым маленьким чудом в череде чудес Приморского.

 

Явление иконы "Сошествие святого Духа на апостолов"

В Приморском мы перво-наперво хотели попасть  Свято-Успенский монастырь Бердянской епархии, который считается первым женским монастырем Запорожской области – наряду с первым мужским монастырем Саввы Освященного в Мелитополе. Во-первых, желали познакомиться с жизнью его обитательниц [насельниц]. Во-вторых, очень хотели увидеть уникальную икону 17-го века "Сошествие святого Духа на апостолов", сохраняющуюся в Свято-Никольском храме монастыря.

Монастырь в Приморском стоит на возвышенном месте, откуда открывается вид на Каховское водохранилище [море]. Само село было основано около 1750 года казаками и беглыми крестьянами. Согласно казацкому обычаю, на новом месте сразу началось строительство храма, затем атаманской хаты и прочих построек. По уверению старожилов, Свято-Никольский храм в селе был построен около 1780 года. В Запорожском областном архиве, в частности, упоминается о действующем в 1811 году храме в селе Цар Кут. 

История монастыря гласит, что Никольскую церковь в Приморском посетил однажды и совершил в ней богослужение св. прав. Иоанн Кронштадтский – во время его поездки к генералу Василию Попову, выстроившему в днепровских плавнях – неподалеку от Цар Кута, замок.

В 1960-х годах храм в селе закрыли, колокола с колокольни сбросили, купол и и саму колокольню разобрали. В районный центр Васильевку, где и находится замок генерала Попова, вывезли три грузовика церковной утвари. А помещение храма советская власть пыталась использовать… под клуб, но, как уверяет местный люд, сама Богородица заступничество свое проявила, не допустив осквернения святого места: ее светлый образ видели не раз в Царском Куте после закрытии в селе храма. И святителя Николая Чудотворца, кстати, - тоже. Это – еще одно чудо скромного села Приморское.

После возрождения прихода, Никольскую церковь отремонтировали, колокольню надстроили вновь. В 1994 году при храме был организован монастырь, для которого на средства Запорожской епархии были приобретены три сельских дома.

Первой настоятельницей обители стала игуменья Ирина [Скотар], при которой в одном из монастырских домов была устроена домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы – как бы в память о ее чудесных явлениях.

В 1998 году настоятельство приняла игуменья Зинаида [Масленникова]. При ней были  возведены новые корпуса и хозяйственные строения, увеличен Успенский храм, обновлена отделка и повышена колокольня храма святителя Николая.

Весной 2016 матушка Зинаида провела ремонт Свято-Никольского монастырского храма.

Старинная икона "Сошествие святого Духа на апостолов" является одной из святынь Свято-Успенского женского монастыря.  А история ее обретения так же чудесна, как и все, что связано с именем Бога.

По рассказу игуменьи монастыря Зинаиды - матери, к слову, четверых[!] сыновей-священнослужителей, включая епископа Иосифа, возглавлявшего одно время Запорожско-Мелитопольскую епархию, икону обнаружили случайно в Никольском храме во время его восстановления. Заложенный самой племянницей Григория Потемкина Екатериной Литта, храм в Приморском при коммунистах стал… зернохранилищем и являл собой к середине восьмидесятых годов минувшего столетия, когда сельчане заговорили в восстановлении службы в нем, жалкое зрелище. Но ангелы, оказывается, его не покидали – ждали возвращения истинно верующих людей. И они пришли – в образе монахинь Успенского монастыря, ставшего островком православия на берегу Каховского моря.

Ангелы, видимо, и подсказали, что найденный кем-то среди хлама кусок металла – особый. Забравший его с собой художник вместо него вернул потом... сияющую красками икону. Изображены на ней Матерь Божия и апостолы, на которых нисходит святой Дух – в виде традиционного голубя.

– Красок художник не использовал совсем, – объясняет матушка Зинаида. – Рассказывал, что техника, которую он применил при реставрации иконы, называется "выкатывание яйцом". Больше подробностей я не знаю. Зато знаю, что икона очень долго не принимала художника – как бы отторгала его. Он бросил курить, затем бросил пить. Стал по-другому мир воспринимать – смиренным сделался. И только тогда Господь принял его как сына своего. И явил чудо: завершив работу над иконой, художник - по прошествии короткого времени, исцелился от рака.

Были  и другие чудеса. Глазные болезни исцеляет икона, ожоги лечит. Имел место, например, случай, когда за помощью и иконе обратился с молитвой мальчик-пономарь Назарчик, у которого медики диагностировали ожог руки второй степени. Чудо не заставило себя долго ждать: от ожога не осталось даже малейшего следа.

– Такова сила веры, – подчеркнула матушка Зинаида, сопровождавшая нас по монастырю и охотно делившаяся секретами монастырской жизни.

Забегая несколько вперед, поделюсь информацией с уважаемыми читателями: из алтаря Свято-Никольского храма, в котором – буквально накануне нашего визита в монасмтырь, закончился ремонт, чудотворную икону "Сошествие святого Духа на апостолов" выносят... только раз в году – на Троицу. В этот день, напомню, который стал пятидесятым после Пасхи, на учеников Христа – в древние апостольские времена, естественно, сошел святой Дух. Чудо такое случилось. Почему и день этот называют еще Духовым днем.

К материальной частице древнего, запечатленного на иконе чуда, можно прикоснуться [приложиться, правильнее выражаясь] в скромном селе Приморском.

 

Монастырь в Приморском

В народе давно подмечено, что именно молитвой монахов мир наш держится. Искренним словом, обращенным к Богу в любое время дня и ночи.

Именно так: в любое время дня и ночи. Монахини ведь Успенского монастыря в Приморском не только днем молитву совершают, но и ночью: с полуночи до трех часов. Мы в это время в снах безмятежных уносимся душой в миры неизведанные, а на берегу Каховского моря в скромных монашеских кельях наши грехи отмаливают у Бога двенадцать монахинь, как двенадцать апостолов.

Я, кстати, с удивлением узнал, что самой младшей монахине в Приморском - пятьдесят пять лет, самой старшей – схимонахине, самой уважаемой, самой приближенной, если хотите, к Богу, - восемьдесят.

– У нее нет семьи? – спрашиваю у матушки Зинаиды.

– Почему нет? – удивляется моему вопросу игуменья. – В Херсонской области два сына и две дочери живут.

– А как они к матери относятся?

– Благоговейно.

Какое слово емкое, подумал я. Жаль, что мы его так редко используем.

– Скажите, матушка, – обращаюсь вновь к игуменье, - в пост жизнь в монастыре сильно меняется?

А наша поездка в Приморское как раз с великим предпасхальным постом 2016 года совпала.

– Конечно, меняется! Первая неделя поста, например, в которую читается канон Андрея Критского, называется поклонной.

– Вместе с молитвой, – догадываюсь я, – монахини поклоны совершают? А сколько?

– На каждый час – двенадцать. За три часа службы считайте, сколько получится. Это что касается обязательной службы. Плюс молитвы и поклоны по желанию каждой матушки.

– День в монастыре во сколько начинается?

– С пяти утра.

– И кроме службы нужно еще и за хозяйством присматривать?

– А как же! И земля есть в монастыре, и пастбище,  скотина, и птица, и пасека, и сад – все свое, ничего со стороны нам не требуется. Но за всем этим, конечно же, уход нужен.

"И как вы успеваете?" – хотел было я полюбопытствовать, но удержался.

Я понял, что ответ мне известен. "С Божией помощью", – ответила бы, улыбаясь, матушка Зинаида.

 

***В тему

Свято-Успенскому женскому монастырю в Приморском принадлежат два храма: большой Свято-Никольский [тот  самый, который заложила Екатерина Скавронская-Литта] и расположенный в здании бывшей сельской детской больницы малый Успенский [с него и начиналась служба в монастыре более двадцати лет назад].

В монастыре, кроме монахинь, служат также священники - архимандрит Николай [отвечает за пасеку] и отец Василий [служит в Свято-Никольском храме].

Для приезжих, которые изъявят желание неспешно помолиться пред монастырскими образами и напитаться красотой тамошних царских мест, при монастыре действует гостиница, в которой могут одновременно разместиться до 80 человек.

Фото автора и Сергея ТОМКО  

Екатерина Скавронская

"Итальянский полдень"

Внутренний - Успенский, храм монастыря

Облачение схимонахини отличается от оедяния обычных монахинь

Пруд возле монастыря

Большой монастырский гостиничный номер

Купола и небеса




Создан 01 мая 2016