Сайт журналиста Владимира Шака

Заговорили камни из каменного века




Врач из Запорожья Георгий Сушко, полвека занимающийся любительской археологией, выяснил, какие опасности подстерегали людей, обитавших в древние времена на территории нынешней Запорожской области, а также предположил, что некогда здесь обитали… великаны и слоны

 

Погибший в схватке с тигром

Много-премного странных камешков Георгий Трофимович подобрал однажды почти в пригороде Запорожья – в соседнем с городом Вольнянском районе. Сначала, правда, ему попался на глаза обработанный кусочек кремня. Их масса в наших краеведческих музеях - даже районного уровня, находится. Наконечники стрел делали из кремния предалекие предки современного человека и использовали в качестве примитивных орудий труда.

Кремневый обломок и заставил внимательнее присмотреться к камешкам, с которыми он соседствовал.

И археолог-любитель обратил внимание, что и другие камешки не совсем обычные: они тоже обработаны рукой человека. Самый крупный из них [величиной со спичечный коробок] выполнен в виде… головы человека. Со временем – после тщательного изучения, именно эта скульптурка поведала Георгию Трофимовичу, уверяющему, что ничего подобного в мире никто не находил, удивительную историю из жизни людей каменного века.

Главная особенность скульптурки – чрезмерно запрокинутая назад голова человека: его подбородок находится выше лба.

Собственно говоря, на эту деталь, наверное, не обратил бы внимания никто. Точнее, никто бы не понял, что означает такое положение головы. Но я не случайно подчеркнул, что Георгий Сушко – врач по специальности. Он разобрался, что древний скульптор изобразил, как бы выразились сегодня специалисты-невропатологи, клинический симптом менингита – воспаление оболочек головного мозга.

– Связано оно, видимо, было, –  предполагает владелец скульптурки, – с несовместимым с жизнью переломом костей основания черепа.

– Выходит, древние люди хотели образами рассказать о каком-то чрезвычайном происшествии, потрясшем их?

– Совершенно верно! Скульптор из каменного века [свою находку я датирую верхним палеолитом] изобразил молодого мужчину с европейскими чертами лица с пышным пучком волос у лба и сверкающими белизной зубами. Мужчина умирает. В последние минуты своей жизни он ощущает сильнейшую боль – об этом можно судить по напряжению мышц лица, а также по крохотной, но различимой  слезинке, выкатившейся из глаза, и по капельке крови у носа [это все я увидел при тщательном изучении скульптурки]. Мужчина, скорее всего, находится в коматозном состоянии, вызванном кровоизлиянием в головной мозг. Противоположная же сторона камня свидетельствует о летальном исходе: исчез блеск глаз, потемнело лицо.

– Что же случилось с ним, можно понять?

– Попробуем. На скульптурке представлены многочисленные дополнительные художественные образы, раскрывающие причину травмы человека и реакцию на нее его соплеменников. Повернув камешек на 180 градусов, то есть, лицом книзу, мы различим силуэт какого-то животного – типа барана. На шее у него имеются глубокие канавки – раны. При следующем повороте камешка возникает силуэт головы лося. Тоже с глубокой канавкой-раной на шее. Делаем еще один поворот – и видим голову человека с чертами неандертальца: нечетко выраженным подбородком, сглаженным лбом, громадным носом и большими губами и с горизонтальным углублением [раной] на лице. Скорее всего, он тоже погиб [отсутствует блеск глаз], как и мужчина европейского типа, о котором мы говорили ранее. Ну а что конкретно с ними произошло – с людьми и животными, можно догадаться по изображенному на скульптурке крохотному тигру.

– Фантастика! У нас в древности водились тигры? И один из них напал на племя?

– Вероятно, тигр решил поохотиться на прирученных племенем животных – баранов и лосей. Защитить их от хищника попытались, наверное, два пастуха. Ну, или люди, отвечавшие за сохранность общеплеменного стада. Но управиться со зверем, однако,  им не удалось: оба получили смертельные травмы. Эту историю и запечатлел потрясенный происшедшим древний скульптор, виртуозно владевший искусством обработки небольших гранитных камешков.

На некоторых из них Георгий Сушко насчитал от десяти до двадцати изображений. При этом часть из них не превышает трех(!) миллиметров.

Вот вам и примитивный, как мы думаем о нем, каменный век.

 

Запорожская Нефертити

Как мне объяснил Георгий Трофимович, подавляющее большинство найденных им камешков - не шлифованные. На некоторых древним мастером только лишние детали сбиты, чтобы придать им более реалистичный образ человеческого лица.

– Как вы древность скульптурок и рисунков на них определяли, можете объяснить?

– По соседствующим с людьми изображениям давно исчезнувших животных – слонов, тигров и даже обезьян.

– Для чего эти рисунки были сделаны? Они использовались в каких-то ритуальных обрядах?

– Возможно. А возможно, древний художник просто фиксировал какие-то важные события своей жизни. Предположим, на кого-то из его ближних однажды напал лев. Если бы тогда существовала письменность, можно было бы лаконично пометить: такой-то погиб от удара лапой льва по голове. Но письменности в те древние времена не существовало и потрясенный случившимся рисовал на камешке разбитую человеческую голову, льва и скорбящих соплеменников погибшего. Маленький образный рассказ получался. Аналогично и со скульптурками. Обрабатывая камешек, придавая ему черты лица кого-то из соплеменников, древний мастер таким образом желал сохранить память об этом человеке.

Перебирая один за другим принесенные в редакцию камешки, я вдруг увидел... изображение Нефертити, самой, на мой взгляд, красивой женщины древности [она, напомню, была женой древнеегипетского фараона Эхнатона и тещей фараона Тутанхамона]. У запорожской Нефертити, которая старше своей египетской копии как минимум на тридцать тысяч лет, тонкие черты лица и небольшой, почти отсутствующий подбородок, что, как мне подсказал Георгий Трофимович, очень характерно для неандертальцев. Ну а на голове у неандертальской Нефертити либо высокая шапка, либо какое-то иное убранство, которое еще более подчеркивает ее сходство с Нефертити древнеегипетской.

 

Большие зубы – признак большого человека

В общей сложности неандертальская [назовем ее так] коллекция Георгия Сушко насчитывает более двухсот изображений людей седой древности. Подавляющее большинство из них похожи на европейцев [на иных рисунках у мужчин можно различить даже усы]. Меньшая же часть коллекции – примерно десять процентов –  самая интересная. По мнению Георгия Трофимовича, она представляет из себя изображения особого подвида древнего человека-гиганта, обитавшего несколько десятков тысяч лет назад неподалеку от современного Запорожья. Головы этих людей изображались особо крупно – с подчеркнуто толстыми, выступающими вперед губами, с сильно развитой верхней челюстью и большим носом.

В пользу версии о существовании в наших местах великанов свидетельствует и еще одна находка археолога-любителя: зубы-резцы. Они неестественно большие – до 27 миллиметров.

– Специалистам-антропологам, – говорит автор коллекции, – давно известно, как по величине зубов определить примерный рост человека. Соотношение это сводится к следующему: если зуб, как минимум, в два раза больше обычного, как в нашем случае, то и рост человека, которому он принадлежал, был в два раза больше обычного роста.

– Вы хотите сказать, что в наших местах когда-то жили трехметровые великаны?

– Давайте сделаем более осторожное предположение: жили люди, рост которых превышал два с половиной метра.

– Но среди них попадались, наверное, и трехметровые?

– Наверное, попадались. Вероятно, это был какой-то вымирающий вид. Так я полагаю.

– Кому-то из специалистов вы показывали эти зубы? – веря и не веря услышанному, выпытывал я. – Они точно человеческие?

– Во-первых, зубы-резцы свойственны только человеку. Во-вторых, найденные мной образцы изучали специалисты музея антропологии Московского госуниверситета. Ученые подтвердили, что зубы эти действительно принадлежали человеку. Но какому конкретно виду, определить не смогли. Не имели аналогов потому что.

 

Знаете, каким он парнем был?

Неандерталец, человек неандертальский [Homo sapiens neanderthalensis] – ископаемый вид человека, обитавший 140-24 тысячи лет назад. Согласно современным научным данным, частично является предком современного человека.

Название происходит от находки черепа, обнаруженного в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа [Западная Германия]. Неандертальцы обладали средним ростом, массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объему черепной коробки они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос [нередко с горбинкой] и очень маленький, почти отсутствующий подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперед, руки короткие. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Есть доказательства смешения между неандертальцами и современными людьми. В 2009 году профессор Сванте Пяабо из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге сообщил об успешном прочтении ядерного генома неандертальца. Первоначально каких-либо признаков гибридизации кроманьонцев [непосредственных предков современных людей] с неандертальцами не удалось обнаружить. Однако уже к маю 2010 года гены неандертальца были найдены в геномах целого ряда современных народов. “Те из нас, кто живет за пределами Африки, несут некоторое количество ДНК неандертальца”, – заявил профессор Пяабо. “Генетический материал, унаследованный от неандертальцев, составляет от одного до четырех процентов. Это немного, но достаточно, чтобы утверждать о достоверном наследовании существенной части признаков у всех из нас, кроме африканцев”, – добавил доктор Давид Райх из Гарварда, также участвовавший в работе.

Существует несколько вероятных причин исчезновения неандертальцев:

✔ гибель из-за климатических изменений во время последнего оледенения;

✔ распространение болезней;

✔ ассимиляция людьми современного типа;

✔ вытеснение людьми современного типа.

 

 

Эй, кто там с хоботом?

Особое место в коллекции Георгия Трофимовича занимают скульптурные изображения древних животных, бродивших примерно 30 тысяч лет назад по земле, именуемой нынче Запорожской областью. В общей сложности та подборка насчитывает двадцать скульптурок, выполненных мастерами эпохи палеолита.

Преобладают в ней... слоны. Или звери, очень похожие на них. Изготовлены скульптурки из небольших кусочков гранита или кремня.

– Как их в жизни использовали древние люди? – интересуюсь у удачливого археолога-любителя.

– Эти скульптурки – наряду с рисунками, нанесенными на обломки слоновьих костей, представляют из себя что-то вроде современных книг, подробно рассказывающих о жизни людей той, удаленной от нас на несколько десятков тысяч лет, эпохи. Кстати, внимательно изучая скульптурки и рисунки, я обратил внимание на немаловажную деталь: современники слонов никогда не изображали их в позе агрессии – с поднятым хоботом. А на одном рисунке я разглядел голову слона – тоже с опущенным хоботом, рядом с которой древний художник поместил оскаленную тигриную морду. Тут же имеется и изображение человека. По всей видимости, автор рисунка хотел сказать, что его соплеменники не просто мирно уживались со слонами, но и защищали их от нападения хищников. Не исключено, таким образом, что в период верхнего палеолита люди начали приручать хоботных – для использования, допустим, в качестве тягловой силы, и оберегать их.

– А откуда они взялись у нас, Георгий Трофимович?

– Вероятно, перебрались из Африки, где им просто-напросто не стало хватать пищи. А в Европе, наверное, в то время был субтропический климат – с обилием влаги и буйной растительностью. Потом началось похолодание – и слоны опять ушли в Африку, где и обитают по сию пору. Впрочем, это только мое предположение.

– В телефонном разговоре, когда мы с вами договаривались о встрече, вы обмолвились, что в вашей коллекции хоботных имеется даже предок древнего слона. Кого вы имели в виду?

– Мастодонта! Я не спешу делать категорический вывод, но, по крайней мере, на двух скульптурках из моей коллекции изображены очень своеобразные слоны. Они меньшего роста, с короткими ногами и вытянутой вперед головой. Покопавшись в специальной литературе, я вычитал, что высота мастодонтов в холке была от полутора до трех метров [слон – четырехметровый]. Ученые считают, что в Евразии мастодонты вымерли в конце плиоцена – около двух миллионов лет назад, а в Африке – в начале антропогена, около семисот тысяч лет назад. Только в Америке они дожили до начала голоцена. Это примерно десять тысяч лет назад. Поэтому остается загадкой, кого конкретно изображали палеолитические люди нашего региона – реальных мастодонтов, живших в то время только в Америке, или же слонов, но меньшего размера.

 

В тему

Предположив, что изображения животных с хоботами могли оставить также люди, обитавшие 12-15 тысяч лет назад в окрестностях Каменной Могилы [ныне – заповедник под Мелитополем], оставившие массу рисунков в ее многочисленных гротах, я проштудировал книгу «Петроглифы Каменной Могилы» [автор – первый директор заповедника Борис Михайлов] и нашел-таки подтверждение своему предположению.

Как минимум два рисунка животных из гротов Каменной Могилы очень напоминают... мамонта и слона.

Археолог-любитель, врач по профессии Георгий Сушко


Рисунки из гротов Каменной могилы:






Создан 08 мар 2016