Сайт журналиста Владимира Шака

Беленький батюшка




Так в Эстонии детвора по-доброму называла рано поседевшего священника из Запорожской области Павла Дмитровского, который в апреле 1945 года возглавил православную церковь этой прибалтийской республики.

 

Владыка Павел, а он, кстати, не только родился в Запорожской области – в скромном, несмотря на громкое название, селе Большая Белозерка, но и служил священником в нескольких селах региона, покинул сей мир в ночь на 2 февраля 1946 года. Событию много-многолетней давности я и посвящаю сегодняшние заметки об этом неординарном человеке, память о котором многие годы бережно хранят в далекой от Запорожья Эстонии и которого совсем не помнят на родине.

 

"В виду тяжелого семейного положения..."

Для восстановления доэстонского периода жизни владыки мне понадобилось немного усилий – у меня потому что была под рукой его автобиография, написанная 4 августа 1945 года "по предложению, - как значится на титульной странице, - уполномоченного по делам православной церкви в ЭССР".

Вот о чем я узнал из нее [цитирую с минимальными правками – владыка прилично владел словом и слогом]:

"Родился я 15 января 1872 года в селе Большая Белозерка Мелитопольского уезда  бывшей Таврической губернии, где отец мой служил в должности псаломщика. В 12 лет, после окончания начальной школы, поступил в Симферопольское духовное училище, из которого перешел в Таврическую (в Симферополе) духовную семинарию, которую и окончил в 1894 году со званием студента (по первому разряду).

По окончании семинарии был назначен на должность псаломщика Архангело-Михайловской церкви села Михайловки Мелитопольского уезда и учителя местной школы.

В сентябре 1895 года переведен заведующим училища в село Большую Белозерку Мелитопольского уезда.

В апреле 1896 года я женился, а 5 мая того же года был посвящен в сан диакона, 6-го же мая -  в сан священника и назначен на должность настоятеля Борисо-Глебской церкви села Астраханки Бердянского уезда. Астраханка - очень известное село в истории южного сектантства: в нем существовали сектанты разных типов - молокане, т.н. евангелические христиане, штундо-баптисты и др.

Вследствие болезни жены, мне пришлось перевестись в 1899 году в Крым, в село Зуя Симферопольского уезда. Здесь я служил в должности члена Симферопольского училищного совета и законоучителем нескольких школ прихода. В 1901 года жена моя скончалась и я остался одиноким. Чтобы как-либо благоустроить свою жизнь, в 1902 году перевелся на должность священника Архангело-Михайловской церкви села Михайловка Мелитопольского уезда, где в то время служил диаконом мой отец. Здесь, кроме обязанностей приходского священника и законоучителя, я служил в должности духовного следователя Мелитопольского уезда.

В виду тяжелого семейного положения, я в 1908 году оставил епархиальную службу и поступил в Петроградскую духовную академию, в которой прослушал три курса.  В    1911 году вновь поступил на епархиальную службу, но уже в Петроградскую епархию, в село Ивановское Ямбургского уезда.

В апреле 1915 года, согласно предложению протопресвитера военно-морского духовенства, во время первой великой войны с Германией, поступил на службу в Балтийский флот священником, на учебное судно минного отряда "Народоволец".

Ушел с военного флота по собственному желанию, в виду предстоящей ликвидации корабля.

Так как наш корабль в это время находился в Финском заливе, я остался на берегу в Эстонии и в 1919 году поступил на службу священником в Нарвский Преображенский собор. В Нарве, кроме исполнения обязанностей приходского священника, состоял законоучителем Нарвских гимназий и членом Нарвского епархиального совета".

 

"Пользовался особым уважением и любовию"

Очень лаконичное, но точное изложение основных фактов биографии. А некоторые, вроде бы, второстепенные замечания владыки характеризуют его как человека, для которого переживания молодости не померкли даже спустя годы и десятилетия:

"жена моя скончалась и я остался одиноким" [и оставался одиноким, храня верность покойной супруге, до конца дней своих],

"чтобы как-либо благоустроить свою жизнь, перевелся на должность священника",

"в виду тяжелого семейного положения…".

Согласно еще одному документу, который тоже мне удалось отыскать, с корабля батюшка сошел на берег вот с таким удостоверением: "Дано сие от комитета и командира учебного судна "Народоволец" священнику Павлу Дмитровскому в том, что он с 23 апреля 1915 года по 8 августа 1918 года находился на службе во флоте. Во время революции, согласно желанию всей команды (1200 человек) был оставлен на корабле, как пользовавшийся особым уважением и любовию".

Слова в адрес священника "пользовавшийся особым уважением и любовию" дорогого, согласитесь, стоят, если учесть настроения того буйного революционного, а проще говоря, бандитско-безбожного времени.

 

"Событие у нас в Нарве небывалое"

Очень даже не гладко складывалась судьба священника-эмигранта в Эстонии – в частности, в Нарве: летом 1919 года [привожу данные Нарвского исторического музея] он служит в Кренгольской Воскресенской церкви, а уже осенью – в нарвском Преображенском соборе. Причем сверхштатным священником. В начале 1921 года сверхштатную должность закрывают и отца Павла священником по вольному найму зачисляют на службу только 1 июня 1922 года. И только спустя еще два с половиной года, 22 февраля 1925 года, митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр утвердит его на штатной должности второго священника нарвского Преображенского собора.

Несмотря на  такую, я бы сказал, ломаную, не устойчивую жизнь, за короткое время отец Павел становится любимцем жителей Нарвы. Поэтому местная газета "Старый Нарвский листок" с особым удовольствием в номере от 4 октября 1937 года известила своих читателей о случившемся в городе: "Редкое церковное таинство – возведение в сан епископа отца Павла Дмитровского, событие у нас в Нарве небывалое и, возможно, даже неповторимое".

Насколько мне известно, во время войны по доносам "доброжелателей" владыку, под попечительством которого находились 24 прихода, дважды вытребовали в гестапо. Уходя, он просил своего секретаря: "Если не вернусь, пакет с моими книгами сожги".

Слава Богу, оба раза он возвращался.

А однажды, как рассказывали очевидцы, ночью в храм к епископу Нарвскому и Изобрскому [так официально именовалась должность владыки] заявились фашисты с кинокамерой: документальный фильм решили снять о праздновании в Нарве светлого дня Пасхи. "Староста! – остановив службу, позвал владыка своего помощника из прихожан. - Наведите порядок в храме!"

Что характерно, немцы без возражений свернули киноаппаратуру и ретировались. А вечером за рюмкой шнапса полковник-фашист, квартировавший по соседству с домом очевидца этой истории, беззлобно жаловался своей хозяйке: "Фрау, у вас в Нарве очень строгий епископ".

Особенно любили владыку дети, называя его – за раннюю седину, "беленьким батюшкой". Говорили, что поседел он после смерти жены, которую рано потерял, прожив в браке всего три года.

И потом всю жизнь глубоко чтил память матушки Анастасии.

А вот что напишет о владыке Павле в своей книге "Православие в Эстонии" патриарх Московский и вся Руси Алексий Второй, служивший когда-то под началом владыки: "На протяжении всей жизни я сохраняю в сердце светлый образ владыки, оказавшего большое влияние на мое духовное формирование и решение посвятить свою жизнь церкви Христовой".

Кстати, владыка Павел лично участвовал в работе поместного собора Русской православной церкви, на котором был избран, по сути, первый послевоенный патриарх вся Руси – Алексий Первый. Причем епископ из Эстонии был единственным из иерархов-участников собора, кто служил на оккупированной немцами территории СССР.

16 апреля 1945 года патриарх Алексий назначит владыку Павла главой Эстонской православной церкви – архиепископом Таллинским и Эстонским.

К сожалению, в должности этой владыка будет пребывать менее года.

Запорожье,

февраль 2016

Фото из Интернета

Владыка Павел на поместном соборе РПЦ, Москва, 1945

С женой Анастасией, 1901

Корабль "Народоволец", на котором служил отец Павел

После литургии, местечко Мерекюла (близ Усть-Нарвы), 1930

Русская эмигрантская гимназия, Нарва, 1936

Сообщение о кончине архиепископа Павла

Траурная процессия, 6 февраля 1946

У могилы владыки. Слева - отец Михаил, отец патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго




Обновлен 23 апр 2016. Создан 06 мар 2016