Сайт журналиста Владимира Шака

В частном музее "Альтернатива" появился уникальный экспонат: фотоаппарат легендарного Штирлица




По сути, экспозиции в этом – первом частном музее Запорожской области, действующем в городе Орехове, экспонаты для которого собирал [и продолжает собирать] ореховский краевед и этнограф Виктор Саенко, не имеется. По крайней мере, в привычном понимании слова.

Этим музей Виктора Саенко и отличается от подобных учреждений. Кстати, побывавшие однажды в Орехове итальянцы, невесть как прознавшие об увлечении Виктора Саенко, заявили сначала: «Это не музей, а ералаш!». Но затем, осмотревшись внимательнее, подытожили увиденное: нет, это не ералаш, а альтернатива. Музейному делу.

Виктору Николаевичу оценка иностранных гостей пришлась по душе и слово "Альтернатива" он ввел в неофициальное название своего неофициального музея.

Я и мои коллеги-газетчики открыли для себя ореховскую "Альтернативу" весной 2012 года. С тех пор, бывая Орехове, мы, по возможности, заглядываем в гости и к Виктору Николаевичу.

И он каждый раз удивляет. Во-первых, своим неиссякаемым энтузиазмом. Во-вторых, новыми музейными экспонатами, которые добывает… благодаря неиссякаемому энтузиазму. Виктор Николаевич в вечном поиске и в вечных разъездах:

то он разыскивает родственников промышленника, производившего в дореволюционном Запорожье [Александровске] металл, удостоенный европейских наград,

то выясняет судьбу немецкого офицера, спасавшего в войну от арестов наших людей [удостоверение личности этого совестливого фашиста чисто случайно оказалось среди экспонатов музея],

то он…

да мало ли, какие дела находятся у Виктора Николаевича! Масса их.

 

Подарок одесситов

Осенью 2015 года музейщика-альтенативщика из Орехова приглашали в Латвию: тамошние музейщики решили отблагодарить Виктора Николаевича за советы по развитию частного музейного дела. Принимали ореховца как дорогого гостя, домой он вернулся с подарком - с именными часами.

А накануне нового 2016 года по старому стилю Виктор Николаевич вернулся из Одессы. Причем не с пустыми руками. На Одесской киностудии, работники которой, к слову, тоже бывали в музее "Альтернатива", гостю презентовали несколько фрагментов ретро-фильмов [включая "Ну, погоди!"] – из тех, что остаются во время монтажа и… личный фотоаппарат "Зенит-7" легендарного разведчика Макса Штирлица, долгое время работавшего в СССР под видом киноактера Вячеслава Тихонова.

Фотоаппарат [выпуск "Зенитов" седьмой модели был прекращен в 1971 году; всего их было произведено 3024 штуки] находится в идеальном состоянии – обладавшие нордическим характером люди умели обращаться с вещами и ценили их.

Как предполагалось, "Зенит-7" должен был стать фотоаппаратом, соответствующим лучшим образцам мировой фотоиндустрии. И вполне мог бы стать. Если бы не одна закавыка: главным недостатком "Зенита-7", из-за которого аппарат, собственно говоря, и сняли с производства, - его дороговизна. По карману он был только обеспеченным людям того времени – начала 70-х годов минувшего столетия. Ну, а Штирлиц-Тихонов, как известно, в средствах никогда не нуждался: к 70-му году, в частности, он уже был народным артистом и лауреатом Государственной премии.

Кстати, фотоаппарат достаточной тяжелый – почти 1,2 килограмма весит. Побегать с таким в поисках запоминающегося кадра по силам было, видимо, только тренированным людям, включая экс-разведчика Штирлица-Тихонова [царство небесное ему, хороший мужик он был]. Ну а если бы пришлось фотоаппаратом приложиться в очередном раз очередному Холтоффу - помните случай с бутылкой коньяка и разбитой головой подчиненного шефа гестапо Мюллера, то ему однозначно мало не показалось бы.

 

Камень с профилем... итальянца

Вообще, в музее "Альтернатива" имеется несколько коллекций вещей из прошлого, если можно так выразиться. Кроме коллекции фотоаппаратов, можно увидеть также коллекцию электрофонов [включая редчайшую модель - электрофон Промкомбината Кагановичевского района города Харькова], гармошек, картин, книг и камней всевозможных.

Есть камешки крохотные – откуда-то из Южной Америки доставленные, а есть и гигант – камень из ореховской Чертовой балки. Вес камня – 5,3 тонны. Многие миллионы и миллионы лет назад,  а может быть, и миллиарды, песок в Чертовой балке под воздействием какого-то внешнего фактора – взрыва или сильнейшего землетрясения, спрессовавшись, превратился в глыбу причудливой формы. Следующие миллионы и миллионы лет она была скрыта под слоем земли, а в позапрошлом году земля в балке осыпалась, обнажив… каменное чудо природы, возникшее от сильнейшего, будем считать, землетрясения. Я не геолог, не могу точно объяснить причину появления подобных каменных феноменов, поэтому выбираю понравившуюся мне версию. И мной же и придуманную, оговорюсь сразу.

Дотошные итальянцы, о которых я уже упоминал, разглядели в камне – в его левой нижней части, профиль… итальянца. И поэтому восприняли это музейное чудо… ну, как божественное послание персонально им. Меня же камень из Чертовой балки [который, если бы не скорый на действия Виктор Саенко, вывезли бы за границу – имелось такое намерение] покорил не только своим необычным видом, но и силой, скрывающейся в нем.

Эта каменная сила осязаема – достаточно руку к исполину приложить, чтобы уловить… биение его могучего, какое бывает только у исполинов, сердца.

К каменной части экспозиции музея "Альтернатива" можно также отнести каменную купель, которую в далеком 1918 году сумской священник привез с собой на Ореховщину. Представляете, он не барахло какое-то взял с собой в дорогу, а старинную купель, выдолбленную в камне.

По уверению хозяина музея, купель эта – при выполнении несложного обряда, исполняет любые желания – масса, по словам Виктора Николаевича, подтверждений имеется.

Я, конечно же, не удержался и, отломив льдинку, которой морозный январь 2016 года отметился в музее Виктора Саенко, зачерпнул себе горсть воды из купели. Она оказалась мягкой и совсем не холодной…

 

В музее "Альтернатива" Виктора Саенко, город Орехов Запорожской области:


Фото Сергея ТОМКО



Создан 14 фев 2016