Сайт журналиста Владимира Шака

Украина половецкая
Каменные изваяния степных кочевников [по городам]

Только несведущему человеку может показаться, что половецкие «бабы», как в народе называют степные каменные изваяния, остались далеко в Истории. Как и тысячу лет назад, они по-прежнему присутствуют в нашей жизни, подбрасывая нам множество загадок и недоразумений.
Первейшая загадка – название "баба". Дело в том, что баб как таковых среди степных изваяний [если только их половую принадлежность оценивать] не очень много. Ну, или далеко не все из них, выразимся осторожнее, бабами являются. Название же их произошло от тюркского слова "баба" [с ударением на втором "а"] – предок.
Следующее недоразумение – историческая привязка каменных баб к скифам. В народе по сию пору все степные скульптуры часто называют скифскими. У Лины Костенко даже стихотворение об этом есть:
Ти, скіфська баба, кам’яна незграба,
стоїш в степах… Курай і бугила…
Яка ж ти баба, ну яка ж ти баба?!
За сто віків дитя не привела!
…Сміється баба, клята скіфська баба,
сміється, ухопившись за живіт.
На самом деле лишь незначительная часть сохранившихся до наших дней степных «баб» произведена на свет божий скифами [предками, по сути, нашими]. Подавляющее же большинство переживших века каменных баб – творение рук половцев. И не за живот, если уж быть точным, они держатся: они к животу какой-то ритуальный сосуд прижимают.
Если внимательно присмотреться, они очень разные, эти «бабы» половецкие. Некоторые вообще на людей не похожи, у некоторых сбиты лица… а одну я однажды встретил [в городе Приморске], у которой «при жизни» - когда она на кургане обитала, в наличии имелись… две головы.






630 x 852
Луганск


600 x 825
Луганск


630 x 876
Луганск


630 x 868
Луганск