Сайт журналиста Владимира Шака

Как мы в Пологах вместо турецкого золотого коня Полтавское море нашли




По сути, чем знаменит город Пологи, может рассказать… его герб [утвержден 28 апреля 2000 года, автор Андрей Гречило]:

"Перекрещенные молоток и ключ указывают, что город возник во время сооружения железной дороги. Два серебряных шестиугольника означают две важнейших области промышленности - добыча каолина и огнеупорных глин... Серебряная балка и конь олицетворяют реку Конку, вдоль которой расположился город".

В качестве уточнения мне остается добавить, что самый пологий, судя по названию, город Запорожской области появился во время строительства железной дороги, соединившей  морской порт Бердянска с Донбассом, в конце  19-го столетия на левом берегу реки Конки - неподалеку от слияния двух ее рукавов.

 

Пологи в легендах

В Пологах в разное время мне доводилось слышать две полудраматические легенды. Одна связана с крымским путешествием императрицы Екатерины Второй [точнее, с ее возвращением из Крыма], вторая – с турками, владения которых некогда - во времена Османской империи, начинались… на правом берегу реки Конки [это исторический факт].

Рассказывают, например, что путь императрицы из Крыма пролегал – в границах современной Запорожской области, по левому берегу реки Конки. И надо же было такому случиться: на месте будущих Полог у Екатерины начались… роды.

Проницательный читатель, вспомнив, как это слово звучит по-украински, догадался, с каким событием название Полог связано. А вовсе не с особенностью рельефа местности, которая в окрестностях Полог действительно пологая.

Еще рассказывают, что однажды по Конке проходил турецкий корабль с каким-то знатным турком на борту, перевозившим… золотого коня. На месте будущих Полог корабль атаковали запорожские козаки и он затонул – вместе с золотым конем.

Естественно, многие пологовцы весьма скептически относятся к озвученным мной легендам. "Куда же, - резонно вопрошают они, - подевался отпрыск 58-летней [!] императрицы, если она, несмотря на свой почтенный возраст, действительно разродилась в наших пологих местах?" Возразить им нечего.

К тому же, согласно историческим сведениям, первыми переселенцами, прибывшими на строительство железной дороги на берегу Конки реки были выходцы из села… Пологи Киевской губернии.

А что же с золотым конем? Неужели тоже мимо?

Не мимо! История с конем получила неожиданное продолжение – в более близкие к нам времена, в двадцатые годы минувшего столетия.

Дело в том, что уроженка Полог Полина Жемчужина [пологовцам была известна как Перл Карповская], оставив в 1921 году скромную должность заведующей женским отделом Запорожского горкома партии, перебралась в Москву, выйдя замуж за… будущего главу правительства всея СССР Вячеслава Молотова.

Заинтересовавшись услышанным от Полины рассказом о золотом коне, Молотов будто бы поведал о нем Сталину. И тот распорядился провести в Пологах специальную разведку и отыскать потерянного турками скакуна золотокопытного.

По слухам, прибывший на станцию поисковый отряд долго исследовал дно Конки, но, увы, золотого коня  не нашел. Зато обнаружил… изрядные запасы каолинов и огнестойкой глины.

Чтобы хоть как-то оправдать затраты на экспедицию, Сталин распорядился организовать разработку  тамошнего месторождения. Авось, пригодится в будущем.

Трудно представить, подводят итог знатоки пологовских легенд, что сегодня было бы с Пологами, если бы на месторождение на берегу Конки не наткнулись искатели золотого коня. Нынче ведь на него завязаны практически все ведущие промышленные предприятия города: горнодобывающая компания "Минерал", химический завод "Коагулянт" и общество "Днепрокерамика", известное всей Европе своими керамическими изделиями. При этом, как уведомляет веб-страница компании "Минерал", которая как раз и занимается промышленной разработкой Пологовского месторождения вторичных каолинов и огнеупорной глины [и сопутствующего им песка] среднегодовой объем добычи глин составляет 380 тысяч тонн, каолина – 350 тысяч тонн, песка – 470 тысяч тонн. Эксплуатационные запасы достигают 35 миллионов тонн.

В компанию "Минерал" и отправились мы с коллегой однажды, решив окончательно прояснить судьбу заманчивого золотого коня, украшающего герб города Пологи.

Ну, а пока мы будем собираться, я уточню один любопытный факт: каолин, который, как и золотой конь, тоже отображен на пологовском гербе, имеет непосредственное отношение... ко всемирно известному монастырю Шаолинь. Каолин и Шаолинь, можно сказать, слова из одной песни с китайским мотивом. Горная порода каолин [переводится как "высокая гора"] получила свое название от городка на юго-востоке Китая Гаолинь, где, еще в древности, впервые обнаружили и стали добывать белую глину, как в обиходе и называют каолин.

 

 

Икали коня, а обнаружили… море

Главный инженер ООО "Горнодобывающая компания "Минерал" Дмитрий  Цыхмыстро скрывать от нас ничего не стал. Да, о золотом коне слышал. Но чтобы его на самом деле искали… такого, вроде бы, не было.

По словам Дмитрия Викторовича, первые исследования Приазовской каолиновой долины были выполнены еще в 19-м веке. Тогдашние естествоиспытатели – геологоразведчиками их даже с натяжкой нельзя назвать, составляя карты местности, обращали также внимание на выходы белого песка, который мог свидетельствовать о наличии на данной территории каолина. Лоскуты белого песка, кстати, в окрестностях Полог нередки. Они бросаются в глаза даже с трассы. Лично я их считал остатками древнего моря, плескавшегося на месте нынешних Полог. И, в общем-то, не ошибался.  Если учесть одну оговорку - о том, что каолины специалисты разделают на первичные и вторичные.

Первичные не очень качественные, скажем так. Они не однородны, в них присутствуют крупные включения. Месторождение первичных каолинов находится, например, совсем недалеко от Запорожья - в Вольнянском районе.

Вторичные каолины, которые как раз и добывают в Пологах – ценное полезное ископаемое, используемое во многих отраслях промышленности.

Вот как раз к появлению на земле вторичных каолинов море имело непосредственное отношение. Чтобы они сформировались, переотложились, как говорят специалисты, нужно было – под воздействием ветра, допустим, соединить с морской водой первичные каолины, возникшие при измельчении древних гор до состояния песка. Это когда Господь методом проб и ошибок только-только создавал Землю, переданную нам потом в пользование.

Так – пластами, на протяжении миллионов лет, происходило накопление на дне моря обогащенных самой природой каолинов. Так – пластами, добравшись до дна древнего моря, на берегу которого пребывал Господь, сегодня их и разрабатывают в Пологах, где находится единственное в Запорожской области действующее месторождение вторичных каолинов.

- Море, в котором создавались вторичные каолины – это так называемое Сарматское море? – интересуюсь у главного инженера, припомнив, что именно так его называют знакомые с геофизикой люди.

- Ну да, это сарматский ярус. Хотя геологи называют его обычно Полтавским морем. А теперь уже и Ново-Петровским.

 

Каолин добывали всегда, не понимая, что это такое

По замечанию нашего собеседника, до того, как началась промышленная разработка месторождения, каолин в Пологах – для бытовых нужд [побелки хат, скажем], добывали издавна. Самым примитивным способом: пробивали шурф и извлекали на поверхность белую глину, не понимая, что это и есть каолин.

А в 1924 году на государственный баланс были поставлены первый и второй участки разведанного Пологовского месторождения.

- Сделано это было вовсе не из-за золотого коня, - улыбается главный инженер, вновь вернувшись к легенде. – В Запорожье намечалось строительство крупного металлургического комбината, для обеспечения его огнеупорной глиной запроектировали огнеупорный завод, сырьевой базой для которого стало разведанное и запушенное в промразработку в 1929 году месторождение вторичных каолинов и огнеупорных глин, расположенное рядом с узловой железнодорожной станцией. Так что первоначальное развитие Пологам дала железная дорога, а месторождение уже потом привязалось к ней.

- Белую глину прямо в городе добывать начали?

- Месторождение начинается как раз там, где сейчас находится административное здание компании "Минерал". И уходит в северном направлении. Работы действительно начались в свое время непосредственно в городе. Имеется и еще каолин под Пологами. Но город из-за него в будущем переносить, я думаю, не будут.  Это не то ископаемое, - вновь улыбается главный инженер, - из-за которого стоило бы затевать отселение людей. К слову заметить, в работе сейчас пребывают два из десяти разведанных участков месторождения. Запаса сырья по первому участку хватит на 70 лет, по второму – на 50.

Разработку месторождения компания "Минерал" ведет открытым способом – в карьерах "Центральный" и "Западный". При этом землекопательные или вскрышные, как их называют горняки, работы выполняет – в карьере "Западный, в частности, могучий шагающий экскаватор с десятикубометровым ковшом, фиксируемым... якорными цепями. Экскаватор электрический. Для его питания в карьер заведен специальный кабель, подающий на двигатель экскаватора напряжение... в шесть тысяч [!] вольт.

 

У самого  моря

– А что вон то за серый бугорок, – полюбопытствовал я у главного инженера, когда мы вместе с ним оказались в Западном карьере, – на самом-самом верху?

– Это чернозем, вскрытый экскаватором.

Благодатный слой, понял я, за счет которого существует на земле все живое, включая нас. А все остальное в 35-метровом карьере было... частично – безжизненной породой, частично – полезными ископаемыми. Огнеупорной глиной, в частности, в пласт которой, упрятанный на дне Полтавского моря, старательно вгрызался шустрый японский экскаватор, загружавший мощный карьерный "КрАЗ".

Стоя на берегу голубого, напоминающего Азовское, древнего моря, я  зримо оценил соотношение: 0,4 метра [чернозема] к 35 метрам [породы и полезных ископаемых]. И мне стало не по себе. Ведь для жизни мы освоили всего ничего: тоненькую пленочку на поверхности земли. Творя на ней самые страшные преступления, которые только может вообразить воспаленный мозг созданного Господом – вот из этой, загружаемой в "КрАЗ" глины, между прочим, человека.

И земля, в глубинах которой даже голубые моря скрываются, пока нас терпит. А представьте, что с нами случится, если она, устав от нас, только, образно говоря, притопнет на нас ногой.

Лететь нам придется, как блохам с кошачьего хвоста.

Это в лучшем случае.

Прости нас, матушка! Не ведаем, что творим.

Фото автора и Сергея ТОМКО 

В карьере:



Возле Центрального карьера мы обнаружили вовсе не земной пейзаж - почти марсианский:

Пологи и пологовский карьер со спутника:

Надпись - деревьями - на склоне бывшего карьера "Слава труду", второе слово, правда, почти не читается:

 

***В тему

А это несколько снимков - из Крыма и Америки [самый последний], вроде бы, не карьеров, которые, однако, очень напоминают гигантские карьеры. Создается впечатление - и на это давно обратили внимание думающие люди, что нашу землю кто-то давным-давно выпотрошил, забрав все, что она скрывала в своих недрах.




Обновлен 13 янв 2017. Создан 05 мая 2016