Сайт журналиста Владимира Шака

Двойник знаменитого советского киноактера Николая Рыбникова живёт в запорожской сельской глубинке




Житель пологовского села Тарасовка Петр Доля не может без слез смотреть старый, снятый в Запорожье фильм «Весна на Заречной улице», в работе над которым он тоже – вместе с запомнившимся зрителям актером Николаем Рыбниковым, принимал участие

 

“Для массовки меня отобрали одним из первых”

Сразу замечу: Петр Иванович снялся всего в нескольких эпизодах навсегда запавшей ему в душу «Весны...». В каких, он потом сам расскажет. Я пока о другом хочу сказать: несмотря на то, что во время съемок фильма он был человеком из массовки, именно на него обратил внимание ставший знаменитым после «Заречной улицы» киноактер Николай Рыбников. Очень уж они были похожи. И внешне, и манерой поведения. Даже фуражка на герое Николая Рыбникова Саше Савченко в фильме сидит точно так же лихо, как на его двойнике из жизни Петре Доле. Петр Иванович ее по сию пору так носит.

– Только для фильма Николай Рыбников, – уточняет Петр Иванович, – на другой бок фуражку чуть-чуть сдвинул.

– Чтобы этим от вас отличаться? – в шутку добавляю я.

– Ну да! – поддерживает мой тон собеседник.

– А как вообще вы попали на съемочную площадку?

– Из Пологовского района в Запорожье я уехал, когда мне не было семнадцати лет. В городе поступил в школу ФЗО, действовавшую при «Запорожстали», и стал учиться на каменщика огнеупорной кладки. А в начале 1956 года на «Запорожсталь» приехала съемочная группа – надумали «Весну на Заречной улице» снимать у нас. Для участия в массовых сценах на заводе стали набирать людей. Но не всех брали, а по преимуществу тех, кто участвовал в художественной самодеятельности. А я участвовал со школьной скамьи. Артист еще тот был, как говорится! Видимо, поэтому меня для массовки отобрали одним из первых. А потом кто-то обратил внимание, что мы с главным героем очень похожи. Иной раз нас даже путали. Бывало, слышу за спиной: смотри, смотри, Николай Рыбников идет. А это я шел.

– А сам актер признавал вас за своего двойника?

– Да, признавал. И когда потом, много позже, приезжал, не забывал поинтересоваться: а где, мол, Петр Иванович, как он? Ну а на мою фуражку он сразу обратил внимание. И тоже стал ее носить.

– Как на съемочной площадке он держался? И в общении каким он был?

– На съемках он вел себя по-особенному: ни с кем не общался. При встрече же, поздоровавшись, мог парой слов переброситься, не больше. Всего себя отдавал работе.

– В каких сценах вы снимались, напомните читателям.

– На пешеходном мосту, например, снимался – это когда рабочие идут со смены. Я там в своей фуражке, рядом с Рыбниковым. Иду за хлопцем, который все время в фильме на гитаре играет. И возле пивного ларька попал в кадр – в начале картины. Герои фильма пива заказывают, а я из-за угла выглядываю. По сей день без слез не могу смотреть эти сцены. Хотя почти шестьдесят лет прошло.

– За съемку в массовке вам платили?

– По три рубля.

 

“Надо было не увольняться, а остаться на заводе”

– Как сложилась ваша судьба после фильма? Так и остались на «Запорожстали»?

– Мало я на комбинате отработал. И вот почему. Столкнувшись в работе с безобразиями, царившими одно время на «Запорожстали», я написал о них письмо в Москву, заручившись, разумеется, поддержкой своей смены. И, отправив письмо за своей подписью, уехал к себе в Пологовский район в отпуск. А когда вернулся, не узнал завод: все на нем бурлило. И к директору меня вызывали, и в обком партии – я же с партбилетом был, и даже в КГБ. Чуть ли не врагом народа сделали. И, что самое неприятное, моя смена от меня отказалась: дескать, без нашего ведома жалобу отправил. Ну и предложили мне написать заявление об увольнении. И я написал. В этом, понимаю сейчас, была моя ошибка.

– Вы, получается, как бы сдались?

– Вот именно! А надо было остаться на заводе. Знаете, какие на нем чистки прошли? Серьезнейшие! Даже директору досталось: предупреждение ему вынесли.

– А вы куда ушли?

– На следующий день после увольнения был принят на «Днепроспецсталь», где и работал до пенсии.

 

“С Валерием Золотухиным я снимался в фильме «Единственная»”

– Вы в курсе, Петр Иванович, что в Запорожье, на проспекте Металлургов, установили памятник главному герою фильма «Весна на Заречной улице»?

– Конечно! Мне об этом сразу сообщили. И я поехал «знакомиться» с ним. Но нашел памятник не сразу – поначалу отправился в сторону Сталевара [памятник Сталевару тоже установлен на проспекте Металлургов, - прим. авт.]. Но затем обратился к дворничихе: подскажи, значит, где искать. Она взглянула на меня внимательно и говорит: “Мне кажется или вы на самом деле на Рыбникова похожи? Фуражка точь в точь, как у него на памятнике”.

– Это ж здорово, что вас узнали!

– Ну, наверное, – произносит Петр Иванович, вытирая повлажневшие глаза.

...Заглянув в архив двойника Николая Рыбникова, я с удивлением обнаружил в нем фотографии известных в киношном мире людей. Некоторые снимки Петр Иванович самолично делал – скажем, Юрий Никулин, пребывая в Запорожье, снимать себя с любого ракурса разрешал только ему. Некоторые же карточки были вручены Петру Ивановичу – допустим, фото Ады Роговцевой с дарственной надписью.

– Еще я с Валерием Золотухиным был знаком, – окончательно сражает меня Петр Иванович. – Я с ним в фильме «Единственная» снимался. Это тоже наша, запорожская, картина. И в фильме «В одну единственную жизнь» в эпизодах снимался. Там в главной роли Николай Олялин. И эта картина у нас, в Запорожье, снималась.

Уж совсем напоследок я попросил Петра Ивановича надеть – для снимка на память, фуражку, сделавшую его двойником знаменитого актера. Когда Петр Иванович просьбу уважил, перед нами предстал... Николай Рыбников. Или вышедший на пенсию его герой Саша Савченко. Извиняюсь, Александр Савченко.

 

Газета "МИГ" с рассказом о жувущем в запорожской сельской глубинке двойнике знаменитого киноактера

Фото Сергея ТОМКО

 

***В тему

Как и где снимали «Весну на Заречной улице»

“Когда весна придет, не знаю. Пройдут дожди, сойдут снега... Но ты мне, улица родная, И в непогоду дорога”. Эти бесхитростные слова Алексея Фатьянова, положенные на мелодию Бориса Мокроусова, навсегда остались в сердце всех, кто любит фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице».

А начиналось все очень прозаически: для того, чтобы заработать немного денег, Феликс Миронер написал пьесу, из которой получился сценарий. Запуститься группа смогла на только что возродившейся после войны Одесской киностудии. На выбор ей предлагали несколько металлургических городов, где бы могли проходить съемки. Запорожье оказалось первым по дороге.

Жители города за Днепровскими порогами до сих пор с гордостью показывают всем приезжающим подлинные места съемок фильма. Только сцену в парке снимали не в известном каждому запорожцу «Дубовом гаю», а в Одессе. В середине 50-х подходящего для фильма парка в Запорожье просто не нашлось.

Войти в образ сталевара Саши Савченко актеру Николаю Рыбникову помогал сталевар «Запорожстали» Григорий Пометун, ставший в 28 лет Героем Социалистического Труда. Перед началом съемок его вызвали в партком, познакомили с Марленом Хуциевым. Режиссер попросил молодого сталевара помочь молодому актеру, окончившему музыкальное училище, войти в образ металлурга.

Так началось их знакомство, переросшее затем в дружбу.



Обновлен 23 апр 2016. Создан 11 апр 2015